суббота, 4 июля 2015 г.
Без Сталина
09.04.2010
Ни негодование либералов, ни даже неодобрение федеральных чиновников не заставили мэра Москвы Юрия Лужкова отказаться от намерения разместить портреты Сталина на улицах Москвы в день 65-летия Победы. Изображения вождя появятся не только в столице, но и в других городах страны, и это будет наглядная демонстрация удавшейся спецоперации, которая целенаправленно проводилась с 2005 года под лозунгом "Вернуть Сталина Победе".
Протесты "Мемориала" и других общественных организаций и частных лиц, делающих акцент на преступлениях Сталина, безусловно важны, но это не решение проблемы. Выход - в альтернативе военному параду на Красной площади. Однако не слышно, чтобы кто-то оспаривал необходимость проведения такого парада и предлагал иные, гражданские, формы празднования юбилея Победы. Не допускается сама возможность выхода за пределы заданной Кремлем матрицы. А военный парад на Красной площади - это торжество власти, более того, торжество сталинского типа властвования.
Имеет ли в этом случае Сталин отношение к Победе? Конечно. Он возглавлял правительство, будучи председателем Совнаркома. Он был председателем Государственного комитета обороны. Под его началом проводилась массовая эвакуация промышленных предприятий на Восток в первые месяцы войны - за эту операцию отвечал НКВД. А после разгрома гитлеровских войск под Сталинградом Советский Союз купался в лучах мировой славы, и именно Сталин представлял страну в глазах мирового сообщества. Его портрет красовался на обложке американского журнала Time, а редакционная статья была панегириком Сталину.
Если же выйти за пределы матрицы, задаваемой Кремлем, то портреты Сталина спустя 65 лет - это жестокий приговор российскому обществу, которое так и осталось несвободным. Оно постоянно упускало свой шанс в те редкие моменты, когда появлялась возможность изменить парадигму российской истории и заставить власть отвечать перед народом. Такой шанс был упущен и в мае 1945-го.
Правда истории в том, что 9 мая в Москве народ праздновал победу в войне... без Сталина. В воспоминаниях этот день предстает как день бесконечной радости и благодарности военным, которых обнимали, целовали, качали на руках. Для понимания смысла происходящего особый интерес представляет взгляд стороннего наблюдателя, каким был, например, американец Роберт Такер, будущий биограф Сталина. Тогда он работал в американском посольстве, находившемся как раз напротив Красной площади. Он на всю жизнь запомнил счастливых гуляющих людей, которые улыбались и поздравляли друг друга и каждого в солдатской форме. Особенно ему запомнились слова молодого офицера "Теперь время жить!". В памяти осталось и и то, как "русские тысячами подходили к посольству. Толпы стояли снаружи, просто смотря вверх - это было шестиэтажное здание. Они не выкрикивали лозунгов, не было никаких плакатов и портретов, это было неофициальное событие. Это было что-то почти немыслимое для сталинской России - спонтанная демонстрация. Демонстрация благодарности стране, которая была рядом с Россией в тяжелейший час и помогала выжить, снабжая продовольствием и обмундированием..."
Да, эта спонтанная демонстрация была демонстрацией свободных людей, прошедших войну. Необычайный воздух свободы, которую фронтовики, как ни странно это звучит, ощутили с началом войны, отмечали многие. Поэтому некоторые историки называют военное поколение "новыми декабристами", по аналогии с русскими военными, прошедшими по Европе в войне с Наполеоном, а потом выступившими на Сенатской площади. 9 мая 1945-го был их исторический шанс предъявить Сталину счет как за предвоенное десятилетие, так и за начало войны. Но этим шансом "новые декабристы" не воспользовались. Думаю, они и представить себе не могли саму возможность давления на власть.
А вот Сталин опасался подобного развития событий, хотя двух недель ему оказалось достаточно, чтобы сориентироваться и полностью овладеть ситуацией. 24 мая 1945-го командующие войсками Красной Армии были приглашены на прием в Кремль, где он выступил перед ними со своей знаменитой речью во славу русского народа. В этой речи явно видны следы его напряженного ожидания: "У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики... Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство... Но русский народ не пошел на это... Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!".
И в ответ раздались бурные, несмолкающие аплодисменты.
24 июня Сталин закрепил свою победу величественным парадом, продемонстрировавшим безусловное торжество власти, преступления которой искупила жертвенность народа. О самих жертвах никто не вспомнил. Хотя вечером 25 июня Сталин провозгласил тост во славу "винтиков" великого государственного механизма... которые держат нас, как основание держит вершину".
Миллионы этих "винтиков" вскоре почувствовали на себе сталинскую "благодарность", когда начались объявленная сверху кампания критики победителей, чтобы "они не слишком зазнавались", "очищение" крупных городов от фронтовиков-инвалидов и прямые репрессии против участников войны, позволявших себе чересчур независимые суждения.
После смерти Сталина и развенчания его культа в советской историографии Второй мировой войны господствовала генеральская правда о войне. Однако дело никогда не доходило до того, чтобы тон в освещении истории войны и в подготовке к празднованию дня Победы задавали бывшие особисты и смершевцы и их идейные наследники. Не было такого, чтобы генерал, президент Академии военных наук, уступал приоритет в трактовке войны выходцам из ФСБ. Не было такой лавины апологетической литературы об этих участниках войны. Не выходили на первый план статьи с гордым названием "Смерш - это на всю жизнь". И не приклеивался с такой легкостью ярлык "пособника нацизма" к инакомыслящим.
Праздновать юбилей Победы по сценарию нынешней российской власти и ее идейных вдохновителей - это, на мой взгляд, оскорбление памяти миллионов простых фронтовиков. Достойно их памяти не участвовать в официальных торжествах. Лучше всего в этот день просто склонить голову и помолчать.
http://grani.ru/opinion/m.176878.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий