вторник, 11 декабря 2018 г.

100-летие Солженицына

В эти дни завершается Год Солженицына, учреждённый указом президента Путина 28 июня 2014 года. Среди заключительных мероприятий – открытие памятника в Москве, опера «Один день Ивана Денисовича» в Большом театре, премьера документального фильма Алексея Денисова «Фронтовой дневник Александра Солженицына» на телеканале «Россия», музыкальный концерт под руководством Владимира Спивакова, в котором прозвучит «Молитва о России» из солженицынских «Крохоток».
О том, как получилось, что именно Александр Исаевич стал не просто своим в путинской России, а символом русского фундаментализма, пришедшего на смену советскому коммунизму, говорится в моей статье «Памяти Солженицына», написанной по случаю его смерти 3 августа 2008 года. 
Всё было ясно уже тогда, 10 лет назад.

6 комментариев:

  1. В Беларуси первая книга о репрессиях - В когтях ГПУ Франтишека Олехновича, вышла в 1934. Некоторые говорят. что она является и первой подобной книгой, получившей известность в мире

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Widener Library, главной библиотеке Гарвардского университета, имеется целая полка книг/воспоминаний о советских репрессиях и лагерях, изданных ещё до ХХ съезда КПСС, главным образом, издательства Чехова в Нью-Йорке. Есть книги и на английском языке: самая известная – исследование Бориса Николаевского и Дэвида Даллина о принудительном труде. (Forced Labor in Soviet Russia / by David J. Dallin and Boris I. Nicolaevsky. New Haven, 1947, 331 pp.).
      Однако западная общественность, очарованная советским «социализмом», не хотела слышать ни о голоде, ни о лагерях. Из моей статьи «Памяти Солженицына»: «...Ко времени появления "Архипелага" на Западе существовало уже немало книг, объяснявших природу российского коммунизма, причем намного более глубоких, чем труд Солженицына. Были опубликованы там и пронзительные воспоминания бывших узников сталинских лагерей. Но эти книги оставались без внимания западных интеллектуалов, симпатизировавших советскому коммунизму. Иллюзии стали рассеиваться поздно - даже не столько после доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС, сколько после советского вторжения в Чехословакию в августе 1968 года. Вот почему именно тогда книгу Солженицына перевели, опубликовали и прочитали. С этого времени слово "ГУЛАГ" стало на Западе символом советского коммунизма».

      Удалить
    2. А я прочитал вашу статью по ссылке до того, как написал об Олехновиче)

      Удалить
  2. Ну, что он был такое - было ясно еще при его жизни. А если уж и думать, то не о покойнике (vel bene vel nihil vel nihil bene), а том, символом чего он стал.

    ОтветитьУдалить
  3. Со всем написанным согласна. Добавить нечего, кроме , разве что писатель он плохой, на мой вкус, мыслитель ещё хуже, скудная мысль, что во всем виноваты "евреи и комиссары" не заслуживает анализа. Он хотел славы и получил её, хотел признания государства и тоже получил сполна. Российская власть взяла на вооружение его доктрину, как раньше марксизм-ленинизм, и будет вдалбливать её в головы, потому что хочет управлять мозгами массы. Так она всегда так делала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тем не менее, в оценке А.И. призываю соблюдать чувство меры. Иначе можно уподобиться авторам только что вышедшего сборника «Книга, обманувшая мир», написанного в духе известной статьи И. Соловьёва «Путь предательства» («Правда», 14 января 1974 года). Вот, к примеру, пассажи из введения к этому сборнику, написанного В. Есиповым. «Архипелаг Гулаг» в нём назван «многотомной квазифилиппикой, направленной против собственного государства», «инструментом разжигания русофобии», «злонамеренным способом использования материалов на трагическую лагерную тему для фальсификации событий и всего смысла советского периода истории России».
      Авторы сборника воплощают уже не модернизированный, а самый кондовый сталинизм.

      Удалить