Заключение в своей книге о сталинизме 1993 года я назвала «В поисках выхода в цивилизацию». Понятно, что подразумевалась западная, европейская цивилизация с демократией, правовым государством, частной собственностью и, конечно, свободой и правами человека. Об этом тогда говорили все. А закончила заключение следующим образом: «В 1917 году Россия не смогла совершить переход к демократии. Октябрьский переворот отбросил её к социально-экономическим отношениям дореформенного периода, к политическим отношениям XVI века. Сможет ли она решить эти проблемы теперь? – это, пожалуй, самый трудный вопрос».
Сегодня, спустя почти 30 лет, можно дать ответ и на этот вопрос: В 1991 году Россия в лице её европейски, или прозападно ориентированной общественности сделала очередную в своей многовековой истории попытку совершить переход к демократии. Однако попытка не удалась и на этот раз. С приходом к власти Владимира Путина страна постепенно вернулась на традиционный путь. Туда, где самыми крупными историческими деятелями считаются Иван Грозный и Иосиф Сталин. Владимир Путин, вне сомнения, стоит в этом же историческом ряду. Как и Сталин, Путин – последовательный великодержавник и государственный националист. Высшая ценность для него – суверенитет России и её статус великой державы, которые она должна отстаивать в противостоянии с Западом.
Что бы ни говорили неистовые критики Путина, ему, как и его предшественникам, удалось консолидировать ТРАДИЦИОННУЮ Россию на основе великодержавия, которое ведёт начало с идеи XVI века «Москва - третий Рим». После того, как День Победы с его Бессмертным полком удалось сделать основой национального сознания, это уже не просто идея, а идеология русского фундаментализма. Черты этой идеологии на поверхности: 1) представление о том, что русский народ является носителем особой нравственности и особого чувства справедливости 2) отрицание бездуховного Запада как модели общественного развития, 3) видение будущего России как империи и 4) уверенность в её особой исторической миссии.
После Октябрьского переворота Россия продержалась на этом пути 74 года. Сколько она продержится теперь и будет ли ещё одна попытка выбраться из традиционной колеи? – это, повторю, как в 1993-м, самый трудный вопрос.
Сегодня этот вопрос труден вдвойне, п.ч. Запад, на который хотелось равняться в 1991-м, сам переживает сильнейший кризис своих фундаментальных ценностей.
Сегодня Нобелевский комитет почтил память Мемориала "премией мира"
ОтветитьУдалитьЭто наиболее адекватный выбор Нобелевского комитета из того списка кандидатов, которые предлагались. В случае «Мемориала» требуется уточнение – лауреатом стал его правозащитный центр, который, как я понимаю, воссоздан в июне 2022 года.
УдалитьПохоже, что 90-е не следует понимать как попытку демократизации. Это был переход старой модели на новые рельсы, как и при Хрущеве. Частичная демократия и частично свободная экономика были только фасадом, за которым делили власть. Особенно экономика - не в первый раз она выполняет роль кости, брошенной властями , за которую дерется доведенное до нищеты население. В то время как власть решает проблемы перестройки власти. Поэтому и перестройка в широком смысле должна восприниматься скорее со знаком минус
ОтветитьУдалить"Похоже, что 90-е не следует понимать как попытку демократизации." ------ Совершенно верно! Красножопые воры нас грамотно "развели" -- под песни о "перестройке" создали систему, при которой они могут воровать в тысячи раз больше, чем при "старом" социализме. Ну, что ж с нас взять? Лохи -- они и есть лохи...
УдалитьСовершенно с вами согласен,так и есть. Если угодно, 1991 год - это победа госбезопасности над ненавистной ей партийной номенклатурой. Единственное что все пошло немножко не так, по резервной схеме
ОтветитьУдалитьЯ не уверен, что "госбезопасность" и "партийная номенклатура" -- это разные структуры... По-моему, они не смогли бы существовать одна без другой.
УдалитьНу госбезопасность же существует сегодня? И прекрасно существует!
УдалитьВот партноменклатура без госбезопасности существовать не могла. Потому её тщательно и контролировала.По разным причинам дважды контроль ослабевал и немедленно над номенклатурой сгущались тучи. Третьего же раза партноменклатура не пережила,пришлось жертвовать многим и многими,меняться,встраиваться в иное государство,кто-то выиграл,но многие проиграли и вылетели из обоймы
Так называемый традиционный путь, и об этом мало говорится, есть поддержание населения России в состоянии оглушающего провинциализма. Ведь что такое провинциализм? Это объяснение сложности окружающего мира на основе стереотипов собственного существования. Представим себе деревенского парня, впервые посетившего город и увидевшего многоэтажные дома, затем рассказывающего односельчанам как горожане друг другу на голову гадят. Сколько россиян посетили заграницу с момента падения железного занавеса? Я слышал, что 18 млн. Немало, а потому прекрасная иллюстрация к тому, что можно объехать весь свет, но ничего не увидеть. Сделать у себя в квартире евроремонт, и ограничиться в перенимании современного образа жизни только этим.
ОтветитьУдалитьИ это касается современного русского фундаментализма, о существовании которого я готов поспорить, потому что живу в России и вижу, какая дурь поперла из голов россиян. То что там про Грозного и Сталина - простите, это из разряда навязывания обществу ложного представления о самом себе. Вот были такие люди в советский период, рассказывающие про израильскую военщину и агрессивный блок НАТО, так и сейчас эти переобъясняльщики не перевелись, разумеется, за приличное вознаграждение. И в этом все дело! Их интеллектуальная неправота доказывается как теорема, когда выясняется, что занимаются они этим небескорыстно.
Ничего нового в преодолении провинциализма нет. Называйте это Просвещением, хоть с большой, хоть с маленькой буквы - неважно. Должен появиться человек, объясняющий, что когда говорят о неприемлемости однополярного мира, то речь идет о существовании одного полюса, на котором ценность человеческой жизни абсолютна, а на другом "мы за ценой не постоим". На одном пытки в тюрьмах запрещены, а на другом за каждым сзади потенциально покачивается швабра. И т.д. После чего людям должно быть предложено выбрать. А поскольку выбор , простите, очевиден, последствия должны закрепиться Конституционным актом. После которого в точном положении о полюсах утверждающий о величии Сталина должен получить соразмерное наказание с доказывающим обратное во времена оного.
Не осуществимая в России мечта. По крайней мере САМОСТОЯТЕЛЬНО — НИКОГДА.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
Удалить