суббота, 6 октября 2018 г.

Вопрос к читателям: Можно ли выйти за пределы российской властной «матрицы»? Если да, то как?

В тексте от 28 сентября рассматривался вопрос о понятиях: «государство» в западном смысле, которое в России так и не сложилось, и «власть». В России исторически возникло не государство – «state», не государство как «civil service», избираемое гражданами и им подотчётное, а власть – «power», власть как демиург, которая не ответственна перед народом, населяющим страну, а если и делает что-то для него, то только исходя из собственных прагматических соображений. Обсуждение закономерно повлекло следующий вопрос: «Почему в России нет государства? Какое-то все равно есть.
Есть полиция, есть пенсии, армии, плохо или хорошо, но государство решает задачи. К нему обращаются. На него последние надежды... Да, power имеет в этой системе огромное значение, power перетягивает одеяло на себя, но и общество, бюрократия – еще две силы – тоже имеют значение. Предлагаю не рассматривать все это как моментальное фото, а как подвижную постоянно борющуюся (в том числе и с собой) систему». Это «матричная»  парадигма, в которой делается вдохновляющий вывод о том, что временами современный российский «авторитаризм отползает под давлением общества».
В действительности, т.н. государственные институты, которые есть сегодня в России, не являются  государственными институтами в западном смысле слова, потому что они созданы властью и для её обслуживания, а российское общество/население – это объект манипуляций власти, в том числе и т.н. прогрессивная общественность. Поэтому государственные институты в России правильно называть не государственными, а властными. Они – часть действующей власти, её эманация. Поэтому и «право» здесь – не «верховенство закона для всех», западное rule of law, а «воля господствующей верхушки, возведённая в закон».  И существующее «гражданское общество» – часть власти.

Понимание различия между понятиями «государство» и «власть» необходимо для тех, кто задумывается над будущим страны. Есть ли возможность принципиально изменить российскую ситуацию? Как показывает история России, попытки типа «революция», «оттепель», «смена персонального руководства» суть российской власти не меняют.

53 комментария:

  1. До тех пор пока прогрессивная общественность и у нас и на Западе верит, что проблемы нужно решать с помощью государства, никак невозможно выйти за пределы матрицы. Только изменение картины мира в головах людей может изменить существующий порядок. Мизес сформулировал это в начале 20-го века в работе "Роль доктрин в человеческой истории". Сегодня ни один человек не предложил русским доктрину, которая бы изменила их взгляд на устройство мира. Так что вряд ли мы сможем её тут родить. Увы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, проблема не в отсутствии правильных доктрин. Л. фон Мизес совершенно справедливо замечает: “Состояние общества является результатом доктрин, которые считают правильными массы
      обычных людей, а не теорий, поддерживаемых небольшой группой передовых мыслителей”.
      Проблема в особенностях устройства и функционирования сознания. Сознание большинства россиян уже сформировано единой сильной внутренне непротиворечивой доктриной. Это доктрина великодержавности. Эта доктрина основана на базовых мифах, таких как миф об исключительной русской духовности, миф об изначально присущем русским инстинкте справедливости, миф о загнивающем Западе, который стремится погубить Россию, миф о необходимости многополярного мира. Эти мифы внедрены в сознание населения десятилетиями пропаганды и эти мифы связаны очень серьезной непротиворечивой логикой. Такое сознание, сформированное данными мифами, обладает всей полнотой объяснения мира, оно самодостаточно и оно непроницаемо для просветительской критики, для разоблачительных аргументов, непроницаемо для логики.
      Заменить такую матрицу на другую, на конструктивную, невозможно обычными методами, методами, которые пытается практиковать оппозиция. Никакая просветительская пропаганда и критика здесь не поможет. Поможет только машина сознания, превосходящая по мощности и эффективности машину пропаганды, которую построил режим. Запад только теперь, под давлением российской агрессии начинает это понимать.

      Удалить
    2. "Л. фон Мизес совершенно справедливо замечает: “Состояние общества является результатом доктрин, которые считают правильными массы
      обычных людей, а не теорий, поддерживаемых небольшой группой передовых мыслителей”." Это именно то, что я и сказала, никто не предложил российскому народу другую доктрину, способную изменить его, НАРОДА, взгляд на мир. Устройство сознание у человеков везде одинаковое. А вот культура у разных народов разная, т.е. представления о должном и недопустимом, о том что хорошо, а что дурно. Оппозиция вообще не пытается предложить другую матрицу, она и сама пребывает в той же, что и весь народ.И Запад здесь совершенно нам не поможет, он не может изменить наше сознание. ТОлько мы сами можем. Или не можем. И тогда мы просто исчезнем как народ, как это случалось за всю историю человечества неоднократно.

      Удалить
    3. "Это именно то, что я и сказала, никто не предложил российскому народу другую доктрину, способную изменить его, НАРОДА, взгляд на мир."

      А что, эти доктрины им совершенно недоступны? Читать люди всё-таки ещё умеют, хотя бы и по слогам. Многие из этих текстов были переведены на русский язык, а которые и не были переведены - можно читать на языках оригиналов, или в переводах на знакомые языки. Я, например, по-китайски не читаю, с китайской мыслью я знакомился в переводах текстов на английский. Когда книги по существу забанены, есть самиздат и доброхоты-переводчики, например, как я Джеффри Кронжье переводил.
      Книги есть, а вот с желанием их прочесть, понять и усвоить прочитанное - с этим сложнее. То есть проблема с интересом к иным доктринам.

      Удалить
    4. Книг и доктрин навалом, только все они описывают западный мир и никак не ложатся на русскую культуру. В этом же и проблема. В разном понимании что такое право, что такое свобода , что такое государство в русской и западных культурах.

      Удалить
    5. Почему я и написал: "прочесть, понять и усвоить прочитанное". Всего лишь прочесть мало - мало ли ерунды печатают? Вот я читал китайских легалистов - они же свой китай описывали. Никакой россии тогда не было и в помине, и ещё 1500 лет после них её как не было. Тем не менее, очень даже применимо.
      Около 110 лет тому назад было в тогдашнем русском языке такое словосочетание "рекомендуется к умному чтению". Насколько я могу понять, это было именно о чтении материала, вроде бы и не относящегося к делу,а на самом деле связанного с ним - и об уловлении этой связи. Читать и думать. А думать больно.

      Удалить
    6. ПРи чем здесь Вы и Китай? Речь идет о том, что в разных культурах свобода, право , государство понимается по разному и невозможно "подумав над прочитанным" поменять одну культуру на другую. Это так не происходит... Сколько не читай слово "халва" во рту сладко не станет.

      Удалить
    7. "Речь идет о том, что в разных культурах свобода, право , государство понимается по разному и невозможно "подумав над прочитанным" поменять одну культуру на другую."

      Это почему же "невозможно"? Отщепенцами не рождаются, отщепенцами становятся. В числе прочего, и через чтение и размышление, а также через личный опыт и опыт родственников, друзей и знакомых.

      Удалить
    8. И добавить: Зиновьев полагал, что общество само выталкивает людей в отщепенцы. Не думаю, что это единственный механизм.

      Удалить
    9. Как показал опыт, Зиновьев ничем не отличается от персонажей "Зияющих высот" :) Так ссылки на него лишние.

      Удалить
    10. Ссылки на чужие мысли давать надо всегда, когда только возможно. По образованию, опыту и призванию я исследователь, и соответствующие правила о избежании плагиата в меня вдолбили, и хорошо вдолбили.

      Удалить
    11. "Книг и доктрин навалом, только все они описывают западный мир и никак не ложатся на русскую культуру". Да нет и не может быть никакой специальной доктрины, которая бы "ложилась" на русскую культуру. Как нет и русской культуры (в этом смысле), есть только одно понимание права и понимание свободы. Не бывает африканской свободы, или китайской свободы. Свобода есть только одна. Как не бывает китайских или ацтекских прав человека. Это универсальные понятия. Никакой культурный синтез невозможен. Универсальные понятия связаны универсальной же логикой. Мифологическое сознание (а именно таким и является российской сознание) нельзя совместить с логическим сознанием. Его можно только заменить.

      Удалить
    12. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    13. Eugeniy Danilov "Не бывает африканской свободы, или китайской свободы.":
      Ещё как бывают. Просто в том же Китае, исламской цивилизации, и т.д. под этим словом понимают нечто иное, чем понимаете Вы. Как сказал когда-то зиновьевский Болтун своим собеседникам-ибанцам (цитирую по памяти, т.е. пересказываю, а не цитирую): "Живёте в Ибанске, а ваши понятия Оттуда (с большой буквы)". В этом-то и коренится различие между Хантингтоновскими цивилизациями: у каждой из них своя иерархия/шкала социальных ценностей, и соответственно они вкладывают разный смысл в формально те же самые термины. Отсюда, в числе всего прочего, и трудности с переводом (например, термина "свобода") хоть на тот же арабский - Бернард Льюис и Дан Динер упоминали это.

      Удалить
    14. "Лишенка 6 октября 2018 г., 15:54

      Книг и доктрин навалом, только все они описывают западный мир и никак не ложатся на русскую культуру. В этом же и проблема. В разном понимании что такое право, что такое свобода , что такое государство в русской и западных культурах."

      Если это так, то надо начинать выпадать из "русской культуры". И возвращаемся мы здесь к теме цивилизационного отступничества.

      Удалить
    15. Eugeniy Danilov: "Такое сознание, сформированное данными мифами, обладает всей полнотой объяснения мира, оно самодостаточно и оно непроницаемо для просветительской критики, для разоблачительных аргументов, непроницаемо для логики. "

      Так ведь требуется не только объяснять мир ("божья воля" - ещё более всеобъемлющее и непротиворечивое объяснение), но и предсказывать в нём происходящее, и при этом не очень ошибаться. А вот с этим у них послабее.

      Удалить
  2. Разумеется нет - потому что мозгов в России даже на простейшую качественную вертикаль никогда не было, нет и теперь уже точно не будет. Утешает то, что в 5/6 мира с мозгами дело еще хуже.
    Вспомните Маркса и его "азиатский способ производства". С тех пор, насколько я понимаю, общественные науки в изучении центральноазиатских обществ сколько-нибудь существенно продвинуться не смогли. Причина - барьер политкорректности, пресекающий такие попытки буквально на корню.

    ОтветитьУдалить
  3. Выйти за пределы российской (как и любой другой) цивилизационной матрицы можно, по крайней мере в индивидуальном порядке. Для тех, кто там волею судеб оказался, такой выход требует значительных внутренних усилий - для этого надо отторгнуть самый образ жизни (он же матрица, система, Хантингтоновская цивилизация, и т.д.), и стать цивилизационным отщепенцем/антиматричником (именно ввиду степени требуемых для этого усилий способны на это сравнительно немногие, и на массовое отщепенство рассчитывать не приходится). Российское (матричное) общество (или то, что там за общество сходит) всегда делало и делает жизнь таких людей малоприятной и стремится отторгнуть их как чуждые элементы, которыми они там и являются. Почему такому цивилизационному отщепенцу следует делать ноги, если есть к тому возможность.

    Когда-то давно я классифицировал эмигрантов на
    1° цивилизационных;
    2° политических;
    3° экономических (возможно, следует также выделить группу "случайных"), с критерием различения "а чем такого назад заманить можно?".
    Если ничем в принципе - то 1°; если сменой политдекораций на той же матрице/образе жизни - то 2° (Ульянов/Ленин, Солженицын, А.А. Зиновьев - достаточно известные примеры), а если куском пожирнее - то 3°.

    Привел я эту реминисценцию потому, что только группа 1° может рассматриваться, как из матрицы вырвавшаяся и с матрицей порвавшая.

    ОтветитьУдалить
  4. "Можно ли выйти за пределы российской властной «матрицы»? Если да, то как?"
    Мне представляется, что на данный вопрос логически, исторически, теоретически может быть лишь три варианта ответа:
    1. Страшные потрясения с человеческими жертвами и страданиями. Такие потрясения всегда высвобождают огромную энергию, необходимую для переворота в сознании. К сожалению, переворот не всегда бывает сделан в правильном направлении.
    2. Появление на арене какого-то суперпублициста, который глаголом доберется до сердца каждого индивида. (Можно вести также речь о пророке или о втором пришествии И.Х.) Вероятность такого явления стремится к нулю
    3. Построение машины сознания, аналогичной той, что построил путинский режим, но гораздо более мощной. Такая машина, чтобы избежать манипулирования, может работать только открыто а не в режиме секретности, как путинская. Это самый реальный вариант, но он предполагает создание серьезной онтологии или метафизики сознания и требует немалых организационных усилий и огромных средств.
    Других вариантов просто нет.

    ОтветитьУдалить
  5. Я тоже задам этот вопрос своим друзьям)
    Но вопрос уже начинается с того: а есть ли матрица. По Пайпсу ли Ахиезеру она есть. Но по Янову или Аджимоглу, например, ее нет.Вывод из Аджимоглу, что миром правит случайность. Просто собрались люди и у них получилось, что открытое общество экономически эффективней, чем закрытое. Но при других исторических обстоятельствах так могло и не получиться. Ничто пока не показывает гражданам, что открытое общество в России будет эффективней, чем путинский режим, чем Николаевское время. Они скажут: мы уже попробовали в 90-ых, попробовали в феврале 17-го, спасибо. Не попробовали вот восстановить монархию. Может, ее?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Причём тут названные Вами авторы? Общепризнанно, что история России имеет циклический (матричный) характер, и все «отступления», или попытки перехода на европейский/западный путь развития не изменили этой «матрицы». Даже после самых сильных потрясений Россия возвращалась на свой исторический путь. В этом проявляется закономерность, а не случайность её исторической судьбы. Начиная с 4-го предложения, Ваши рассуждения вообще не имеют отношения к заданному вопросу.

      Удалить
    2. "Даже после самых сильных потрясений Россия возвращалась на свой исторический путь. В этом проявляется закономерность, а не случайность её исторической судьбы."

      Ирина Владимировна, ничто не вечно, и не обладает бесконечной прочностью. Вообще, бесконечностей природа не любит. Тем самым какой-то (весьма высокий, и доселе не достигнутый) предел прочности должен быть и у этой матрицы. Из чего следует, что эти "самые сильные потрясения", упомянутые Вами, были ниже этого порога.

      Удалить
    3. "миром правит случайность" - случайно собрались древние греки, случайно Платон придумал теорию идей, случайно Аристотель придумал формальную логику, случайно греки совершили переход от Мифа к Логосу и случайно все это за 2,5 тысячелетия превратилось в цивилизацию, которую принято называть западной и которая случайно уже много столетий демонстрирует свою эффективность. И никак невозможно показать почему она эффективна? Нет устойчивых символов и смыслов, нет устойчивой логики, которая их связывает? И нет никакой возможности объяснить почему именно эта система смыслов и символов эффективна, а все остальное просто тупики?
      Ну какая у России историческая судьба? Что в ней такого особенного? Это судьба всех традиционных азиатских сообществ, основанных на азиатском способе производства - ходить по кругу. С небольшими вариациями.
      Колесо Сансары можно остановить только одним способом - понять, что главным продуктом западной цивилизации является особое сознание.

      Удалить
    4. @Serge Mitrofanov "Ничто пока не показывает гражданам, что открытое общество в России будет эффективней, чем путинский режим, чем Николаевское время". - Надо полагать, это еще одна попытка обосновать особость русского исторического пути? Принципы открытого общества везде работают, а в России не работают?

      Удалить
    5. Eugeniy Danilov "Принципы открытого общества везде работают, а в России не работают?"

      Да не везде они работают. В российской матрице они, например, отторгаются. И не только в российской. В исламской цивилизации, например, тоже. В вечной мерзлоте финики не растут, не растет и кукуруза.

      Удалить
    6. Григорий, я с вами согласен.

      Удалить
    7. Ирина Владимировна: "Общепризнанно, что история России имеет циклический (матричный) характер, и все «отступления», или попытки перехода на европейский/западный путь развития не изменили этой «матрицы»."

      Мне казалось бы, что точнее было бы говорить о матричности как основном свойстве, а о цикличности - как о вторичном и дополняющем. Многие, но не все, матрицы цикличны в некоторых своих аспектах/проявлениях.

      Удалить
    8. GS GS матрица она что, в российской почве зашита или в воздухе? Матрица из химических элементов состоит или из символов?Если это совокупность символов, то их просто надо менять, только и всего. Ясно, что лошади кушают овес, а традиционалистские матрицы отвергают и свободу и права человека, кто этого не знает? Вы будете поклоняться и молиться матрице или будете ее пытаться изменить?

      Удалить
    9. A я для себя ее уже давно изменил, сделав оттуда ноги ещё в 81м. Цивилизационным отщепенцем я стал и был до того. Зашита она не в почве и не в воздухе, а в людских мозгах/душах.

      Удалить
  6. "...какой-то (весьма высокий, и доселе не достигнутый) предел прочности должен быть и у этой матрицы." - И что это может быть, по Вашему мнению?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "И что это может быть, по Вашему мнению? "

      Самоцитируясь с другой связки, "Нюрнберг над 86%".

      Удалить
    2. Причем 86% эти - цифра условная. Я полагаю, что она выше.

      Удалить
    3. Это экстрим. К тому же на этой планете нет таких незапятнанных стран – судей.

      Удалить
    4. Безусловно, нету. И оккупационной армии такой силы на планете нету тоже. Но я привел экстремальный гипотетический пример небесконечного предела прочности. То же самое рассуждение можно подать иначе, без людоедских ссылок на ежовщину в квадрате или же в кубе: будет ли российсkая матрица/образ жизни в его социальном аспекте существовать через пять лет? - С уверенностью, да. А через десять тысяч лет? - Да через десять тысяч лет о ней будут знать только историки древнего (по отношению к AD 12018) мира, да и то не все. Значит, в некоторый момент между 2023 и 12018 эта матрица кончится.
      Вообще-то я эсхатологией заниматься не очень люблю, предсказывать, когда и как - дело исключительно неблагодарное.

      Удалить
    5. И добавить цитату:
      "ЗАМЕЧАНИЕ КРИКУНА
      Твою формулу можно переписать вот так. Теперь твои парадоксальные выводы не получишь.
      Здорово, сказал Учитель. Ты гений. Это же открытие! Дарю, сказал Крикун. Только это открытие имеет один слабый пункт. Чтобы эту систему развалить, здесь должна быть приложена энергия, близкая к бесконечности. Где ее взять? Или к нулю, сказал Учитель, если объединить наши формулы. Тогда выходит, что она развалится сама без всяких усилий. Да, сказал Крикун. А какова величина времени при этом?"

      Удалить
  7. Эволюционным путем Россия видимо уже не сможет превратиться в свободное общество. Никакие планомерные усилия здесь уже не помогут. Но нельзя исключить, что каким-то случайным образом власть попадет человеку типа Саакашвили или Ли Куан Ю - только на это и остается надежда. Однако масштабы страны совершенно не те.
    В общем, начальным условием является счастливая случайность. Правда, был уникальный момент, когда реальное реформирование можно было провести и без диктатора. Это - ситуация после августовского путча. По этому поводу мой покойный знакомый социолог Железняк говорил, что это как если бы тысячу лет подряд небо было затянуто тучами, а потом вдруг выглянуло солнце. Но позиция прогрессивных сил, с их безумной поддержкой псевдодемократических и псевдорыночных реформ Ельцина-Гайдара, оказалась настолько чудовищной, что это перечеркнуло все надежды.
    В общем, остается как в песне "Интернационал", только наоборот - собственной рукой не добиться ничего, есть лишь неясная и смутная надежда на внесистемного "героя".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нельзя также исключить, что у такого человека окажется волшебная палочка. Власть - это не личность правителя, он всего лишь ее символ, олицетворение (с отголосками первобытной магии), что-то вроде резной драконовой головы на носу ладьи викингов. Голова смотрит вперед по курсу ладьи, но она её не направляет и не движет. Гребут другие. То же и здесь. Власть - это целая пирамида разнообразных чиновников, от мельчайших до крупнейших, власть эту совокупно осуществляющих (и их формально вневластные подручные, вроде ряженых казаков, тоже). Тут очень хорошо подойдет термин "начальство". Власть - это совокупность начальства с их обслугой.

      Удалить
  8. Как ни прискорбно, но на «внесистемного героя», хотя бы типа Горбачёва, надежды нет. Второй раз ему не дадут оказаться у власти, а заблаговременно отторгнут, и на ближайшие сто лет Россия обречена на судьбу большой Северной Кореи, разумеется, при наличии адекватности у её правителя на каждый конкретный текущий момент. Если у него поедет крыша, или на какой-то момент появятся технологии, питающие уверенность в безнаказанности после нанесения удара по свободному миру, диктатор непременно это сделает. Ну, а дальше по исторической аналогии...
    Аксиома заключается в том, что без длительного — три-четыре поколения, а может быть и дольше — внешнего управления Россия никогда не избавится от своей Матрицы. Конечно, только История подтвердит или опровергнет это утверждение. :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Внешнее уничтожение чужих матриц подпадает под Конвенцию о геноциде.

      Удалить
    2. Без смайлика ваша сентенция выглядит устрашающе-угрожающей. :)

      Удалить
    3. А никакой смайлик там не нужен, сентенция 100% серьёзная. "Матрица" - её ведь можно определять и как образ жизни в его социальном аспекте. А внешнее уничтожение образов жизни подпадает под эту Конвенцию буквально.

      Удалить
    4. «Образ жизни», предпринявший попытку уничтожить другой, вряд ли подпадает под эту Конвенцию.

      Удалить
    5. Подпадает. Если мне не врет память, это называется "геноцидом культуры" (даже если она и бескультурье). Если они сами отступничают - пожалуйста.

      Удалить
  9. И кстати, относящийся (пусть даже и непрямо, но относящийся) вопрос: какой степени "цивилизационного перекрывания" достаточно, чтобы быть "матрично своим"? И сколь высок предел, за которым человек становится цивилизационным отщепенцем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, здесь дело не в величине, а в знаке, по примеру прямоугольного колебания. И момент фронта перехода индивидуален, очевидно, не для всех достижим.

      Удалить
    2. Возможно. Когда я создавал свою классификацию (см. выше на этой же связке), у меня перед глазами стоял пример покойного Зиновьева. Можно утверждать, что ранний Зиновьев шел к группе 1° (цивилизационные отступники), но - "подошёл вплотную, но остановился перед", а затем (когда ему державность в голову ударила патриотическим образом) сэволюционировал в группу 2°. Не дошёл.
      И как рабочую гипотезу в определении этого порога я взял неприятие самого образа жизни (в его социальном аспекте), совершенно независимо от политических декораций.

      Удалить
    3. MsRobertPot: "Думаю, здесь дело не в величине, а в знаке, по примеру прямоугольного колебания. ..."

      Пожалуй, от амплитуды это тоже зависит. Те, у кого принятие (либо отторжение) данного образа жизни/матрицы/цивилизации малоинтенсивно, скорее всего будут "он не до такой степени не наш, чтобы быть вовсе не нашим". Вероятно, есть пороги - верхний и нижний - и есть "ни рыба ни мясо" между ними. Таких можно проверять в ситуациях типа "с кем вы, мастера культуры?". Именно этот тест Зиновьев и не выдержал, оказался матричником.

      Удалить
    4. Я согласен насчёт амплитуды. Жаль, здесь нарисовать невозможно, чтобы наглядно показывать, хотя вряд ли изменения менталитета можно правильно описать каким-либо графиком — только как поэтический образ. Но попробую. :) Представьте на графике абсциссы и ординаты, где "x", как обычно, время, естессно без градации, а "y" – величина (амплитуда) матричности (хотя не представляю, как её замерить), которая может меняться с течением времени в пределах одного знака. В какой-то момент происходит мгновенное перемещение по другую сторону оси "х", на графике это перпендикуляр, пересекающий ось, и продолжается изменяющаяся по амплитуде линия уже с противоположным знаком "у". Уверен, не может быть постепенного перехода от матричника к цивилизационному отщепенцу.
      Относительно Зиновьева полагаю, что дело в возрастном физиолого-медицинском аспекте, пусть даже без всякой деменции. Но чудес не бывает. И этот переход у него тоже произошёл мгновенно, что он сам не заметил. :)

      Удалить
    5. Ничто не мгновенно. Пусть переход этот и быстр - но он постепенен, и совершается с какой-то конечной скоростью, пусть и большой.

      Удалить
    6. Только эту скорость никто никогда не измерит. Возможно, человек уже рождается с большей или меньшей склонностью к тому или иному полюсу. И лишь внешняя среда и воспитание способны преодолеть тот или иной уклон, а количество усилий для этого зависит от имеющейся конкретной склонности конкретного индивида. Однако, принадлежность к конкретному полюсу может быть определена лишь после проведения специального тестирования, которое вряд ли определит врождённую склонность, и тем более момента времени перемены полюса.

      Удалить
    7. Как мне представляется, именно это и есть направление развития цивилизационистской теории - квантифицирование, сперва приблизительное, а затем и более точное. Дать пример на чисто качественном уровне: в Зиновьевской формулировле "общество само выталкивает людей на роль отщепенцев" - выталкивает оно их постепенно, а не мгновенно. Это какая-то цепь ситуаций (у каждого своя), как-то во времени протяженная. Некоторое множество таких цепей (в теории) можно зафиксировать и как-то усреднить - по продолжительности, по индивидуально воспринимающейся силе воздействия каждого события, по накапливающемуся суммарному воздействию (с затуханием или без)... То есть создать некоторую более или менее соответствующую статистику такого перехода.

      Удалить
    8. И добавить о скорости процесса: MsRobertPot, от более или менее рефлексивного неприятия мною окружавшей меня советской социальной действительности до осознания мною того факта, что эта социальная действительность (или нечто похожее на нее) была там совершенно закономерна и неизбежна, прошли годы. Теперь бы я написал "была там цивилизационно обусловлена" или " была матрична", но тогда я ещё не знал этих терминов. Изучал я эти вопросы позже.
      И вот тогда-то до меня и дошло, чего именно я против. И стал я цивилизационным отщепенцем.

      Удалить