Именно так можно оценить
полемику между А. Илларионовым и В. Иноземцевым, потому что объективно правы оба. Но
эмоции взяли верх сначала у Иноземцева. Цитирую: «...сама основная идея автора (если я, конечно, правильно ее понял) состоит в том, что, учитывая масштаб стянутых к границе советских сил и перенапряжение вермахта на театрах военных действий..., у фюрера германской нации не было иного выбора, как напасть на вождя народов первым – начав таким образом превентивную войну. С интересом относясь к выявлению исторической правды, я категорически не могу согласиться с подобным оправданием агрессии против моей страны». (Выделено мною – И.П.).
Я не увидела никакого
оправдания агрессии у Илларионова. Как и того, что Иноземцев защищает термин «превентивная
война». В использовании же этого термина я не вижу никакого основания для обвинения. Аргумент, что его нет в документах международного права, – не
доказательство. Его нет потому, что мировая общественность до сих пор панически
боится всего, что может быть квалифицировано как оправдание действий нацистской
Германии. Именно непроработанность этого термина в международном праве, на мой
взгляд, и является причиной того, что термин «превентивная война» неоднократно
использовался и продолжает использоваться сегодня «агрессорами для пропагандистского
оправдания собственных агрессивных действий».
Иноземцев прав, утверждая, что «если бы вермахт остановился на этих рубежах [к концу июля 1941 г. –А.И.], летняя кампания 1941 г. вошла бы в историю как образцовый превентивный удар, полностью парализовавший противника...».
Но прав и Илларионов: с
юридической точки зрения нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года безусловно
является агрессией.
Действия Гитлера могли бы быть квалифицированы как превентивные в том случае, если бы он, разгромив на границе армии противника, не устремился бы дальше в глубь CCCР, захватывая всё новые и новые территории страны. С этого времени военные действия со стороны Германии однозначно являются агрессией, а со стороны СССР также однозначно – освободительной войной, войной Отечественной. Однако ОБЪЕКТИВНО нападение Гитлера на СССР явилось превентивным, потому что предотвратило куда более массированное наступление Красной Армии. Гитлер, хотя и не представлял размаха всей подготовки и не знал даты предполагаемого нападения СССР, но, как верно показал Илларионов, имел об этом определённые представления, которые его очень беспокоили.
Действия Гитлера могли бы быть квалифицированы как превентивные в том случае, если бы он, разгромив на границе армии противника, не устремился бы дальше в глубь CCCР, захватывая всё новые и новые территории страны. С этого времени военные действия со стороны Германии однозначно являются агрессией, а со стороны СССР также однозначно – освободительной войной, войной Отечественной. Однако ОБЪЕКТИВНО нападение Гитлера на СССР явилось превентивным, потому что предотвратило куда более массированное наступление Красной Армии. Гитлер, хотя и не представлял размаха всей подготовки и не знал даты предполагаемого нападения СССР, но, как верно показал Илларионов, имел об этом определённые представления, которые его очень беспокоили.
Полемика между Илларионовым
и Иноземцевым возвращает нас к событиям более чем 25- летней давности. Вопрос
о «превентивной войне» в российской историографии впервые стал обсуждаться в
связи со статьёй М. Мельтюхова «Споры вокруг 1941 года: опыт критического
осмысления одной дискуссии», которую автор предложил для публикации в журнал «Отечественная
история». Статья обсуждалась на специальном заседании редколлегии журнала. В итоге,
несмотря на жёсткое противодействие, была опубликована и статья (1994. № 3), и
материалы обсуждения (1994. № 4-5). Говоря о «превентивной войне», Мельтюхов тогда
привёл определение, данное немецким историком А. Хилльгрубером: Превентивная
война – это «военные действия, предпринимаемые для упреждения действий
противника, готового к нападению или уже начавшего таковое путем собственного наступления».
Что касается моих
аргументов по этому поводу, то впервые они были приведены в моей статье «Поиски
выхода из лабиринта лжи» в брошюре, ставшей библиографической редкостью, – «1939 – 1945. 1 сентября – 9 мая. Пятидесятилетие разгрома фашистской Германии в контексте начала Второй
мировой войны». Материалы научного семинара (Новосибирск, 16 апреля 1995 года).
Предположим, что Сталин успел напасть первым и разгромил Гитлера (отвлечемся от степени реалистичности такой победы). Как бы в этом случае следовало охарактеризовать эту войну (как в отношении Германии, так и СССР) от начала и до победы? Тот же вопрос, если бы в результате победила все-таки Германия.
ОтветитьУдалитьХолодное размышление говорит, что преступно само навязывание мысли о неизбежности военного столкновения, чем и занималась советская пропаганда накануне войны. Это не новелла: в философской мысли задолго до того известно, что накапливая силы для потенциального столкновения, вы не остановитесь, потому что никогда не будете уверены в их достаточности. И кто стал агрессором, а кто жертвой, становится вопросом исторической удачи победившей стороны.
ОтветитьУдалитьТак что на нынешние суждения российского политического руководства "...мы попадем в рай, а они просто сдохнут" лучше всего ответил первый президент Литвы, правда, по поводу возвращения в качестве государственного сталинского гимна. "Слова-то другие, а мотив прежний..."
По поводу упомянутой дискуссии - а я не могу поддержать ни ту, ни другую сторону. Как-то во время кофе-брейка на одной конференции спросил у Марка Солонина: что вы так остро высказываетесь на такие темы? А он натурально отвечает, а как российский народ острой палкой не тыкать, чтобы он пробудился?! До сих пор размышляю над услышанным... После того, как декабристы разбудили Герцена, а он народовольцев, стало сомнительно, что в России есть нужда кого-то именно что будить.
Все любители полемики любят взять самый последний момент, и сообщить,или обсуждать, что в этот последний момент, да ещё в одиночку, того же Гитлера, и тем более Сталина,- было бы сложно остановить. Но это не извиняет никого совершенно. Поскольку даже в самый последний момент это было трудно, но возможно - и уж точно куда лучше уже зафиксированной в истории полученных результатов.
ОтветитьУдалитьНе говоря уже о том, что можно было последнего момента не ждать.
1.Любители подобной полемики на миг забыв, согласно советско-российской пропаганде, что СССР уже вступил в войну как агрессор,и как мне видится, уже не так важно что позже ему пришлось побыть немного освободителем, в последуещем успешно став вновь агрессором.
2.С точки зрения самих левых, их внутренние подразделения ужасно им важны.
Именно поэтому ЛЕВЫЕ и резали друг друга с таким остервенением в первой половине XX века, - социалисты, национал-социалисты,коммунисты, и далее по всему спектру списка.
3. Многие делают вид:
- Как будто предыстория Мюнхена состояла только в одной проблеме, на одной территории и только в второй половине 30-х. И все обсуждения сводятся исключительно в контексте - "но что они могли сделать в конце лета 38-го, когда судетские немцы уже рвались в бой...?";
- А то что Европейский континент туда попал отнюдь не в результате моментальной непредсказуой какой-тотелепортации - а закономерно. У той же Чехословакии, скажем, были долгие годы, и значительные военные возможности, чтобы предотвратить Вторую Мировую;
- Поэтому, припоминать следует абсолютно всё то, что Британия, ряд стран европы, и да, сами США тоже, - благополучно допустили ситуацию мировой бойни.
Мало кто понимал, как опасна существующая политика, идеология, чем страшен Гитлер, и чем страшен Сталин, и как мало в мире было таких из политиков кто хотел объяснять это своему народу.
Владимир
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьДа, Вы указали на, может быть, самый существенный факт, который в рамках политической философии можно описать как диктатуру НИЧТО, Небытия - как власть несделанного, несбывшегося над структурами повседневности. Мало кто обращает внимание на тот факт, что понять Бытие в аспекте социальной жизни как сделанное, наличное, можно только поняв Небытие как несделанное вовремя, как профуканное, и что только через него возможно осмыслить очевидность сущего.
Удалить