В этом году на государственном уровне наблюдалось заметное оживление вокруг темы памяти репрессированных в советское время. Премьер Медведев 15 августа подписал документ под названием "Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий". Конкурсная комиссия выбрала проект памятника: им стала "Стена скорби" скульптора Георгия Франгуляна. Приказ о возведении памятника 30 сентября подписал президент Путин. Мемориал предполагается установить в следующем году ко Дню памяти жертв политических репрессий, 30 октября. Выбрано место на пересечении проспекта академика Сахарова и Садового кольца в Москве.
Я давно сформулировала своё мнение против возведения такого памятника в современной России. С идеей, что время для этого памятника ещё не пришло, я выступала в 1998-м и 2008 году. С моими аргументами можно ознакомиться, перечитав статью 2008 года. Сегодня я бы изменила в ней лишь конец последнего абзаца:
"После того, что мы узнали о нашей истории, после того, как увидели её повторение в сегодняшнем дне, очевидно, что возведение памятника жертвам политических репрессий (всех, начиная с 1917 и кончая днём нынешним) - дело будущих поколений. Мемориал должен стать не просто одной из неформальных организаций, а массовым движением, результатом потребности общества в переосмыслении своей истории и своих отношений с властью. И долгожданный памятник будет тогда символом пройденного обществом пути к свободе, символом его зрелости и гражданственности. Представляю, как торжественна и как значительна будет тогда минута молчания. Но я не верю, что доживу до этого времени".
Такое положение дел - "зеркало", отражающее сегодняшнее состояние российского общества: состояние тяжёлого психического расстройства. Состояние, когда , с одной стороны, возводятся памятники жертвам репрессии, а с другой - вся политика государства предстваляет из себя "кальку" с политики времён репрессий и террора, когда музей "Пермь" из музея памяти жертв репрессий превращается в музей тюремщиков, - такое состояние общества иначе как шизофреническим не назовёшь. Нельзя одновремено ставить памятники Сталину и его жертвам. Российское общество тяжело больно, когда случится выздоровление - никто не знает.
ОтветитьУдалитьСовершенно верно.
ОтветитьУдалитьОткровенно убого смотрятся нынешние попытки власти с помощью памятника привести в равновесие ситуацию, на одну из чаш которой были сознательно положены оголтелый культ победы, реабилитация сталинизма и ресоветизация массового сознания. Невозможно прикрываясь фиговым листиком памяти о жертвах скрывать в архивах документы о т.н. "великой отечественной", являющейся несущей стеной всего путинского режима.