четверг, 29 июля 2021 г.

Миф о либерализме Сталина и российская «прогрессивная общественность»

Сегодня, открыв либеральную «Новую газету» и увидев в ней интервью с историком Ольгой Великановой, я, без преувеличения, испытала приступ тошноты. Это интервью состоялось по поводу выхода её книги в издательстве «Новое литературное обозрение», которое, напомню, возглавляет либерал из либералов Ирина Прохорова. Книга называется «Конституция 1936 года и массовая политическая культура сталинизма».

Этот профессор русской истории из Университета Северного Техаса является последователем концепции сталинского либерализма, целью которой в России в начале 2000-х было облагородить Сталина – вписать его в современный политический контекст, представив не только выдающимся государственником, но и государственным деятелем, способным на проведение либеральных реформ. Эта концепция была широко разрекламирована в беседах историка из Института российской истории РАН Юрия Жукова с журналистом Александром Сабовым в нескольких номерах «Комсомольской правды» в ноябре 2002 года под названием «Жупел Сталина», затем продолжена в марте 2003 года на страницах «Литературной газеты». В итоге эти «сенсационные открытия» стали основой его книги «Иной Сталин», впервые изданной в 2003 году 10-тысячным тиражом (научные монографии тогда выходили, как правило, в 300-500 экземплярах). Сегодня Жуков – ведущий апологет Сталина, а его концепция о либеральных намерениях Сталина крайне популярна среди российской общественности, в том числе либеральной, которая тоже любит порассуждать о сталинской неоднозначности.

Однако у истоков этой концепции стоял самый что ни на есть либеральнейший западный историк, ныне профессор Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Арч Гетти. (См. подробнее мою статью «Историки-ревизионисты Арч Гетти, Юрий Жуков и другие»). Гетти из того нового поколения западных историков, которые занимаются сталинской эпохой, изучая советские архивные документы, к которым принадлежит и Ольга Великанова.

Я не буду вновь разбирать весь, на мой взгляд, нонсенс этой концепции, представленный в интервью «Новой газете». Просто предлагаю для сравнения свою статью в этом блоге «К юбилею выборов 1937 года» от 6 декабря 2017 года,  а для особо интересующихся статью «1937: выборы как мистификация, террор как реальность» в журнале «Вопросы истории» (2003. № 10. С. 19-37). Хотя бы для того, чтобы знать о наличии другой точки зрения на «либерализм» Сталина.

 

 

1 комментарий:

  1. Характерный момент: прочитав интервью и испытав, как оказалось, подобную же тошноту, я вознамерился обратиться к Вам с просьбой прокомментировать указанную публикацию, и был не очень удивлён, увидев здесь Ваш ответ. Спасибо!

    ОтветитьУдалить