воскресенье, 29 мая 2016 г.

Россия и Византия: встреча 28 мая 2016 года



Прогрессивная общественность в очередной раз возбудилась по поводу выступления главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, который выступил с идеей законодательного оформления государственной идеологии в России. Начали сравнивать эти призывы с текстом Конституции. Да какое значение в России имеет Конституция? Текст Сталинской Конституции 1936 года был прекрасен, потому что образцом для её написания служил текст Конституции Швейцарии. И что? Опыт российской истории наглядно демонстрирует, что при анализе действий российской власти имеют значение не слова, а только дела.  И исторический контекст. К сожалению, мы живём в мире, когда интернет-сообщество, публикуя свои тексты, в лучшем случае помнит дела и слова вчерашнего дня. На глазах исчезает традиция обязательного знания историографии вопроса. 
В отличие от прогрессивной общественности, которая со дня на день ждёт краха режима,   Кремль, наоборот, последовательно консолидирует свою власть, добиваясь ранее заявленных целей.  Помните нашумевший фильм начала 2008 года Тихона Шевкунова  «Гибель империи: уроки Византии»? И вот спустя 8 лет – мы стали свидетелями события, которое замыкает круг, – 28 мая 2016 года президент России на горе Афон в храме Успения Пресвятой Богородицы в кресле императора Византии. 

Идеология у режима давно есть.  Повторяю то, о чём говорила неоднократно (см. мои статьи по тегу «Великодержавие»). Это очищенное от коммунизма традиционное российское великодержавие, облачённое в православные одежды. Приверженность ему объединяет власть, элиту, в том числе и либеральную (вспомните заявление Чубайса о либеральной империи), народ России да и значительную часть прогрессивной общественности. Обусловленное великодержавием видение мира – Россия окружена врагами и должна утверждать в мире свой статус великой державы – созвучно представлениям большинства населения. В следовании великодержавию проявляется народность власти, и этим во многом объясняется её поддержка со стороны большинства. «Поскребите» россиянина, и вы обнаружите в нём великодержавника. Русский человек готов часами говорить о величии России, её особой духовности в сравнении с меркантильным Западом.

Великодержавие ведёт начало с идеи «Москва - третий Рим», сформулированной монахом Филофеем в начале
XVI века. За столетия существования эта идея превратилась в идеологию, и сегодня вполне правомерно говорить уже о русском фундаментализме. Его черты на поверхности. Это 1) представление о том, что русский народ является носителем особой нравственности и особого чувства справедливости 2) отрицание бездуховного Запада как модели общественного развития, 3) видение будущего России как империи и 4) уверенность в её особой исторической миссии.
Как и во времена СССР, российская власть готова и сегодня нести в мир ценности своей цивилизации. Нужны ли миру эти ценности – это уже другой вопрос.

7 комментариев:

  1. Это очень опасная игра, в финале которой маячит распад единого российского государства. Показательный факт: в ходе процесса над Дёмушкиным возникла необходимость определить понятие "русский" вне юридического и религиозного определений. И определения никто не смог дать, вот оно в чем дело...

    ОтветитьУдалить
  2. "Опасная" - да. Но пока у них получается, и в заложниках не только Россия.

    ОтветитьУдалить
  3. Дежавю. А когда Чубайс либералом стал?

    Распад единого российского государства - это прекрасно. Проще брать власть. Русский - да какое это имеет значение. Есть русский язык, русская территория, русская культура, люди, живущие в России. Какая разница, впрочем...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я понимаю подвох в Вашем вопросе о либерализме Чубайса. Но в данном случае предлагаю не углубляться в вопрос о принципиальном отличии российского либерализма от хрестоматийного. В российскую историю их реформы войдут как "либеральные," хотя и с неизбежным добавлением "так называемые."

      Удалить
    2. Илларионов работает над созданием реалистичного образа "российского либерализма"(90х от КГБ) в сознании. А историю переписать - дело техники.

      Удалить
  4. Если американские ценности нужны миру, значит нужны и российские. Америка ведь мера всех вещей)

    ОтветитьУдалить
  5. Нужные ценности мир себе выбирает сам. У древних китайцев была в сущности своей здоровая идея: сын неба должен был править настолько благодетельно и добродетельно, что "внешние варвары" докжны были от этого приходить в столбняк, а потом, в обалдении, стремиться окитаиться и приносить дань. Разумеется, теория - это теория, а практика - это нечто совсем иное, но идею создания привлекательной для окружающих цивилизации можно проследить уже оттуда.

    ОтветитьУдалить