Это было вчера, 3
августа, а 11 декабря ожидается широкое празднование 100-летия со дня его рождения,
потому что Александр Исаевич стал в современной России знаменем русского фундаментализма и антизападничества. Наиболее
отчётливо эти его взгляды были публично заявлены в речи на выпускной церемонии в
Гарвардском университете 8 июня 1978 года, куда он был приглашен как мировая
знаменитость, и в статье «Коммунизм:
у всех на виду — и не понят», опубликованной в январе 1980 года в журнале «Time». (Подробнее см. мои статьи «Памяти
Солженицына» и «Русский фундаментализм и Александр Солженицын»).
Речь в Гарварде
обескуражила слушателей не только антизападными инвективами, но и полным
непониманием страны, которая приютила его. Суть западного мироустройства –
вызревавшую веками правовую систему и неразрывно связанное с нею правосознание
граждан, то, что делает западное общество сущностно отличным от российского, –
Солженицын пренебрежительно называл «юридической системой». В отличие от России
он клеймил на Западе не столько «эксцессы», сколько сам общественный строй. В
верховенстве права он отказался видеть залог свободы и противодействия
государственному произволу и осудил его: «Право слишком холодно и формально,
чтобы влиять на общество благодетельно. Когда вся жизнь пронизана отношениями
юридическими, создаётся атмосфера душевной посредственности, омертвляющая
лучшие взлёты человека». А говоря
о коммунизме, обрушивался на тех немногих западных учёных и
эмигрантов, которые пытались глубже понять проблему и видели угрозу в
возрождении русского государственного национализма. На эти попытки он отвечал
обвинениями в расизме, утверждая, что «от души русского
народа воинствующий национализм сейчас далее всего, империя ему отвратна»...
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИбанцы ибанствуют. Не был бы он "в струе", не стал бы "знаменем". И струя эта безусловно матричная. Антиматричники отторгаются и знаменами не становятся.
ОтветитьУдалитьИ добавить: "антиматричники отторгаются [матрицей]" вовсе не эквивалентно утверждению "все антиматричники, и только они, отторгаются". Матричник вполне может быть отторгнут матрицей из-за конъюнктурных обстоятельств. Но при изменении конъюнктуры его вполне могут принять обратно как своего, и даже "поднять на знамя". А антиматричника какое-то время могут "упустить" и не замечать.
ОтветитьУдалить