четверг, 6 мая 2021 г.

Навстречу Дню Победы: ещё раз об идеологии

Накануне 9 мая я решила ещё раз поместить одну из своих статей (от 10 мая 2017 года) на тему идеологии в современной России, а именно русского фундаментализма. Почему? Да, потому что повсеместно слышатся утверждения об её отсутствии.

Итак: «Александр Подрабинек в статье «Откровенные времена» на «Свободе» пишет: «Идеологии нет. Когда цель политической жизни состоит в обогащении за счет воровства и коррупции, какая может быть идеология? Не удается им сочинить ничего подходящего. Недостаточно у них интеллектуальных способностей, да и народ на повторной мякине большевистского типа уже, пожалуй, не проведешь. А придумать что-то новое им не по силам».

Всякий раз, читая рассуждения об отсутствии в сегодняшней России идеологии, я удивляюсь тому, что даже, казалось бы, неангажированные авторы никак не хотят замечать очевидное, а именно, что идеология у режима есть. Этот режим потому и успешен, потому и устойчив, несмотря на многочисленные заклинания о его скором конце, что в своей пропаганде ему удалось затронуть самые чувствительные струны души российского человека, гораздо более глубинные, чем его коммунистические представления в недавнем прошлом. Наличие идеологии было ярко продемонстрировано вчера во время празднования Дня Победы. И это не только парад на Красной площади, не только шествие колонн «Бессмертного полка» по всей стране, не только «Вальс Победы» на площадях российских городов и городков, это массовые спонтанные гуляния и т.п.  

Повторяю: Сегодняшняя идеология – это очищенное от коммунизма традиционное российское великодержавие, облачённое в православные одежды. Обусловленное великодержавием видение мира – Россия окружена врагами и должна утверждать в мире свой статус великой державы – созвучно представлениям большинства населения. В следовании великодержавию проявляется народность власти, и этим во многом объясняется её поддержка со стороны большинства. «Поскребите» россиянина и вы обнаружите в нём великодержавника. Русский человек готов часами говорить о величии России, её особой духовности в сравнении с меркантильным Западом. И от законодательного оформления этой идеологии, на мой взгляд, мало что изменится. Это будет закрепление уже состоявшегося факта. Приверженность великодержавию объединяет власть, элиту, народ России да и значительную часть прогрессивной общественности.

Великодержавие ведёт начало с идеи «Москва - третий Рим», сформулированной монахом Филофеем в начале XVI века. За столетия существования эта идея превратилась в идеологию, а сегодня после того, как День Победы удалось сделать основой национального сознания,  вполне правомерно говорить уже о русском фундаментализме. Его черты на поверхности. Это 1) представление о том, что русский народ является носителем особой нравственности и особого чувства справедливости 2) отрицание бездуховного Запада как модели общественного развития, 3) видение будущего России как империи и 4) уверенность в её особой исторической миссии».

 

7 комментариев:

  1. Знаете, почему у интеллектуалов возникает спор об идеологии, Ирина Владимировна? Потому что если спросить у ее носителя, а в чем именно особость нравственности, справедливости и исторической миссии, он, если не дать заранее взглянуть на Вами за него же высказанные п.п.1-4, подумает немного и ответит вопросом - "А в чем у них?"

    Хотя, не скрою, возможно считать идеологией напоминающее примитивное стремление болезнетворных бактерий и вирусов заполнить как можно больший ареал обитания. Вполне идеологическая установка. Как у Андрея Платонова: "Они были вверху, а мы внизу. А теперь мы вверху".
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно и так в этом извечном противостоянии с Западом. Поэтому я и говорю об органичности сталинизма для России и о том, что модернизированный сталинизм – это «конец истории» для России.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Ирина Владимировна, но ведь вы, как историк, понимаете, что "конец истории" не вечен, что физический конец Сталина обусловил окончание эпохи классического сталинизма и вызвал сильнейшую эрозию российского имперства. Если в 1952 сталинская империя простиралась от Эльбы до Индокитая, всерьёз планировала коммунизацию Франции, Италии, Греции, зарилась на черноморские проливы и Ливию, то сегодня её пределы очерчены границами собственно России, а режим воюет против Грузии, Украины и Молдовы, вынужден терпеть влияние Китая и Турции на бывшие свои территории и гадить по мелочи в Балтии, Центральной и Западной Европе: разве можно сравнить петровобоширова с "красными бригадами" и RAF?

      Удалить
  2. Ну так это было известно довольно давно. Я еще в конце нулевых просветился по этому поводу. Звучало оно примерно так: "И оставшимся будет бесконечно больно наблюдать сход в небытие целой цивилизации с ее вековой культурой". По сути это небезразличное переложение гегельяновского разделения народов на исторические и неисторические, дескать последние сходят с магистрального пути человеческой истории. Только ведь это не так, правда? Неосталинизм лишь этап. Вы развиваете мысль, что он отлично адаптируется к новым условиям XXI века, изучил изъяны западной демократии, мастерски их эксплуатирует, и вообще, со временем ему только лучше. А вдруг все наоборот?! Это ж надо дожить и посмотреть... А нация выживет, если останется хотя бы одна библиотека. Я уверен, Вы знаете автора этого оптимистичного заявления.
    :)

    ОтветитьУдалить
  3. все же правильно говорить не об идеологии как таковой, а об имитации отдельных черт имперской идеологии для прикрытия истинных нужд и ценностей клептократии.

    ОтветитьУдалить