Сегодня в его «Особом мнении»
на «Эхе Москвы» прозвучали правильные слова о важности верховенства права,
или rule of law для нормального развития России. Вместе с тем были высказаны
суждения, которые, на мой взгляд, ставят под сомнение адекватность его
понимания «верховенства права». «В 1990-е, – сказал он, – было тотальное
разрушение правопорядка» и при этом процитировал Анатолия Чубайса, который, в
частности, заявил, что своей приватизацией «мы лишили российского гражданина
представления о справедливости». Т.е., в понимании Илларионова, в России представление
о справедливости является основой понятия права и правопорядка.
Если же говорится о
тотальном разрушении правопорядка, значит подразумевается, что ранее, т.е. в
СССР, такой правопорядок существовал.
Здесь мы видим
фундаментальное смешение понятий. В Советском Союзе не было верховенства права
и rule of law, не было правопорядка и правосознания. Это понятия
западной цивилизации. В Советском Союзе и право, и правопорядок существовали как
«воля господствующего класса, возведённая в закон». Тогда это была воля
партократии. Зачатки частной
собственности после революции 1917 года были вырваны с корнем вместе с её
носителями. Ростки гражданского общества и демократической государственности
затоптаны. Миру явилось новое люмпенизированное общество, в котором собственность
принадлежала государству в лице партократии, а под правом понимались приказы
официальной власти. В СССР не было верховенства права в западном смысле, но была
юридическая система со своим сводом законов, которые регулировали нормы
поведения между людьми и нарушение которых подлежало наказанию тем или иным
способом. Эти законы и сформировали у советского народа свои представления о
справедливости.
Только на
Западе исторически возникла такая юридическая система, которая повлекла за
собой создание правового государства с верховенством права и rule of law. Принципиальное отличие заключалось в том, что там
юридическая система регулировала не отношения между людьми, а отношения
собственности. В результате только страны западной цивилизации прошли путь от
утверждения права частной собственности до формирования государства как civil service. Только там было закреплено право частной
собственности с гарантией права передачи её по наследству и возник
нормальный парламент, нормальные партии, нормальный суд и другие
демократические институты для отстаивания интересов разных слоёв общества. С
этого начинается и верховенство права, и гражданское общество, и формирование
правосознания. Началось с утверждения права частных собственников, а в
результате выиграло всё общество. Об этом фундаментальная работа Ричарда Пайпса
«Собственность и свобода».
Cегодня
право в России – это воля другого господствующего класса, возведённая в закон. Авторы
манифеста «Наша революция» в журнале «Эксперт» прямо признали, что «ядром сегодняшнего политического класса являются выходцы
из ФСБ и ряда изначально наиболее близких к ним людей... Путин – лидер именно
этой крупнейшей и влиятельнейшей буржуазии». В начале 2000-х, о которых Илларионов
говорит как о годах, когда «худо-бедно началось восстановление права», в
действительности происходило отлаживание
юридической системы, закрепляющей итоги той самой революции, в результате
которой вся власть и собственность в стране оказались в руках корпорации ФСБ.
Сегодня в России никакого
верховенства права, того самого rule of law в западном смысле не просматривается. Это же можно
сказать не только в отношении отделения собственности от нынешней власти и
утверждения права частной собственности, но и российского парламента, и
существующих здесь партий, как системных, так и несистемных.
Илларионов говорил о разрушении теоретического, или формального правопорядка, который должен был бы работать. Что до частичного восстановления в 2000е, так он сказал "в тех рамках", что правда. А как там кто понимает-непонимает всякие права и руловлоры среди различных сортов оппозиции-интеллигенции-власти, я не понимаю, но это не смешно, а тошно, Илларионов идет прям следом за вами, точнее вы за ним. Не зря Пайпса упомянули, лучше разок "Интеллигенцию" с выдержками Кошена прочитать, чем понимать эти умозрительные понимания-непонимания.
ОтветитьУдалитьВопрос о праве, правовом государстве и правосознании - ключевой для понимания исторического прошлого и будущего России. Крайне печально, что никто не хочет разбираться в этом вопросе. Вот и Вы, анонимный комментатор, выступая как адвокат А. Илларионова и как типичный российский интеллигент, всё сразу перевели в плоскость личных взаимоотношений, которые для понимания судьбоносных для России проблем не имеют никакого значения. И как типичный российский интеллигент тут же советуете, рекомендуете, хотя сами, в чём я уверена, никогда не разбирались в этом вопросе, но априори (опять же в российской традиции) всё знаете и понимаете. Стена, глухая стена - и никакой надежды...
ОтветитьУдалитьСильно. Никакой я не интеллигент, а маргинал. Не помню что я рекомендовал, но мнение есть мнение, пожелание - пожелание. "Ключевые" проблемы надо понимать чтобы определить, куда идет Россия, к идеальной Швейцаро-Норвегии или к кошмарному сталинизму, пустыне, населенной белыми неграми, деградации, погибели и забвению. Такие полярности меня не устраивают, а печаль, тлен, тщетность уже по горло. А Илларионов мне нравится, да.
УдалитьПросто надо правильно относиься к мнению А.Илларионова. На мой взгляд, он сам пытается разобраться в окружающем, и не всегда ему это хорошо удается -мешает завышенная самооценка и профессиональные льстецы в блоге. Отсюда и рассуждения на темы, которыми плохо владеет и иногда!смешные выводы
ОтветитьУдалитьЧто значит правильно относиться? Я прослушала передачу и захотела сформулировать свои замечания. Не думала, что у А. Илларионова так много адвокатов, не позволяющих критиковать своего гуру.
УдалитьДа не адвокат я. Правильно относиться - понимать, что собой представляет мнение А.Илларионова. Понятно же написал.
УдалитьСамыми честными измерителями сущности человека, личности, субъекта, а может быть, наверное и Права, являются страх и кошелёк.
ОтветитьУдалитьПод страхом смерти человек может отречься от самого святого (в т.ч., само-собой и от кошелька тоже), и принять любую гадость, сделать вид, что она тебя устраивает.
Но в остутствие страха, "главным" мерилом становится кошелёк. Очень редки случаи, когда субъект заплатит свои, кровные деньги ЗА гадости, пакости....
К сожалению всё остальное - совесть, честь не говоря уже о патриотизме... - производные, как бы кому не хотелось иначе.
http://kil058.livejournal.com