Дмитрий Шушарин в
своём Facebook упрекнул меня в том, что я не заметила его публикации "Накануне
Большого террора, или Почему ныне интеллигенция является инструментом власти." В этом, между прочим, можно упрекнуть и самого Дмитрия Шушарина.
Если же говорить
предметно, то запись от 20 сентября – это не историографический обзор, а отклик
на конкретное событие – митинг в Марьино. А теперь об оценках, обязательных в историографическом обзоре. В статье
Шушарина я вижу противоречие: он пишет, что "страна находится
накануне нового большого террора — вертикально организованной чистки элит... Прежний был вертикально организован — от
наркома до уборщицы, от маршала до лейтенанта, и погибло больше уборщиц и
лейтенантов, чем наркомов и маршалов…". Подчёркивая "вертикальную" организацию
террора 1937 – 1938 годов, он намекает на сущностное отличие нынешнего издания,
но не раскрывает его.
Остаётся открытым вопрос, будет ли сегодня властью востребована вторая часть Большого террора - массовый террор против простых людей, против тех самых "уборщиц и лейтенантов," о которых пишет Шушарин. При Сталине он проходил одновременно с шумной кампанией по выборам в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года. Та избирательная кампания стала средством вовлечения народа в действия власти и прикрытием тайного массового террора. Положение о выборах было принято одновременно с решением Политбюро "Об антисоветских элементах" от 2 июля 1937 года, на основе которого подготовлен знаменитый приказ НКВД за # 00447 "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов." А затем, начиная со 2 июля вплоть до самых выборов 12 декабря 1937 года, параллельно принимались решения об антисоветских элементах (по краям и областям) и о подготовке к выборам по избирательным округам. Приказ НКВД предписывал начать операцию в зависимости от региона с 5 по 15 августа и закончить в четырехмесячный срок, то есть к выборам. Полагаю, что сегодня эта вторая часть не понадобится, потому что российское общество и без того консолидировано вокруг власти. Скорее всего, дело ограничится «точечными» репрессиями, которые уже происходят по так называемым экстремистским статьям и по делам о государственной измене.
В чём я абсолютно солидарна с Дмитрием Шушариным, так это с оценкой роли прогрессивной общественности. Её действия по разоблачению коррупции ничем не отличаются от действий активистов Общероссийского народного фронта, которые в статье автора «Новой газеты» названы «эльфами президента». И те, и другие действительно «лишают людей способности к сочувствию». Но и это уже было.
Расстрельные приговоры 1937 – 1938 годов тоже встречались единодушным одобрением. В письмах простых людей и интеллигентов повторялись обороты типа "мы, такие-то, с большим удовлетворением и радостью встречаем этот единственно справедливый приговор о расстреле заядлых врагов народа таких-то, приговор о расстреле этих смердящих фашистских псов полностью выполнил нашу волю и желание." Вот, к примеру, "вдохновляющие" стихи Владимира Луговского, которые приводит Александр Гладков в своём дневнике за 1937 год:
"Душно стало? Дрогнули коленки?/ Ничего не видно впереди?/ К стенке подлецов, к последней стенке!/ Пусть слова замрут у них в груди!.."
Вот на такую новость вчера натолкнулась: "Правительство России заявило о желании вернуть домой все 150 тыс. эмигрировавших интеллигентов
ОтветитьУдалитьПравительство России распорядилось подготовить реализацию программы по возвращению российских специалистов из других стран." В статье говорится о "добровольном возвращении", что (учитывая специфику риторики российской власти) очевидно означает "Лондон - чемодан- вокзал -ГУЛАГ"
Пока все ссылки на эту новость ведут к одному источнику
ОтветитьУдалитьhttp://joinfo.ua/politic/1122607_Pravitelstvo-Rossii-zayavilo-zhelanii-vernut.html
Думаю, обявление об этой программе вполне реально, а делается это в рамках общей программы по переселению соотечественников
http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/
Но бояться принудительного возвращения не стоит: даже при Сталине силой возвращали военнопленных (см. книгу Н.Толстого "Жертвы Ялты," а интеллигентов убеждали (об этом, к примеру, фильм "Восток-Запад").