четверг, 14 сентября 2017 г.

«Замечательная режиссура»: из истории советской повседневности времён Большого террора

Зайдите в живой журнал историка и социолога Татьяны Горбутович и посмотрите удивительную подборку картин советских художников, оставивших своё видение жизни страны в те годы. А это комментарий замечательного Александра Гладкова – запись из его «Дневника» от 26 мая 1937 года: «В газетах фото летчиков, летавших на Северный полюс. Чествование вернувшихся из Бельгии скрипачей — победителей на конкурсе имени Изаи. Узбекская декада. Поездка МХТа в Париж... 

Всё это занимает первые полосы газет. Об этом говорят больше, чем о непрерывном исчезновении людей, увозимых по ночам таинственными "черными воронами". Гениально найденные контрастные штрихи в той исторической драме, которая разыгрывается сейчас в кабинетах Кремля, в комнатах ЦК, в обкомах и наркоматах и в лубянских и бутырских камерах. Замечательная режиссура! Куда до нее Мейерхольду! Так уж повелось этой весной: на первых страницах газет папанинцы, летчики, лауреаты, а на последних страшные разоблачительные материалы. Расчет достигает цели. Камуфляж действует...
В последние дни в городе снова разгул слухов. Аресты, аресты, аресты... Называют имена, которые страшно повторять. Говорят об этом вполголоса или шепотом, оглянувшись, и не переспрашивают. Так ли это? Посмотрим! Зато лихорадочно всматриваются в фото президиумов конференций, в списки участников торжественных приемов. Вчитываются в строки проработок и изобличений...» 
Добавлю только, что в мае, когда Гладков оставил эту запись в своём дневнике, репрессии ещё не были массовыми. Они набрали силу после принятия 2 июля Политбюро  ЦК ВКП(б) постановления «Об антисоветских элементах». См. подробнее мою статью «К 80-летию Большого террора: эскиз будущего».

10 комментариев:

  1. Картины - замечательная подборка. Они интересны с точки зрения поиска ответа на вопрос насколько могут художники лгать, не отрываясь от реализма (кажется, этот стиль называли "социалистический реализм").
    Гладкову ещё повезло - сидел только 6 лет (1948-1954). А за такие дневники могло бы быть и хуже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Художники не лгали. Представленные на них сцены действительно имели место. Вы хотите сказать, что художники должны были изображать нечто другое? Ответьте, пожалуйста, сами на этот вопрос.

      Удалить
    2. Iosif, Вовсе не должны были изображать нечё другое. Им же хотелось жить (до 1954 г.), а потом есть. Они могли бы изображать нечто другое (как некоторые писатели тогда писали "в стол") и прятать нарисованное до лучших времен. Были ли такие художники - реалисты, не знаю. Зарисовки самоучек из ГУЛАГА появляются. Но есть ли работы маститых художников-"двурушников", не знаю. Буду рад ссылкам.

      Удалить

    3. D.Dmitrieff, художники-реалисты обычно или фантазировали на исторические темы, или же писали то, что они видели. Процессы и казни 1937 года они видеть не могли, а те из них, которые если что-то и видели, даже в ГУЛАГ попасть не могли. Фантазировать на эту тему "в стол", как вы говорите, было невозможно. Поэтому они и писали то, что они писали, и не надо называть их двурушниками, их работы надо сегодня рассматривать с точки зрения художественной ценности, и никак иначе. Татьяна Горбутович назвала свою подборку
      "1937 год в СССР по живописным источникам", и это дезориентирует.
      Между прочим, термин "соцреализм" до сих пор иногда употребляют снисходительно-иронически, и совершенно напрасно. Об одном моем впечатлении на эту тему можно прочитать здесь:
      http://www.accentee.com/2011/06/blog-post_18.html

      Удалить
  2. Iosif, я использую слово "двурушники" в кавычках, да и познакомился я с этим дивным словом не в жизни, а читая сталинский "Краткий курс ВКП(б)" от 1937 года. Никакого негатива к "двурушникам" не испытываю, почти все в СССР были такие - жизнь нас заставляла. И работы эти действительно оптимистичны и вселяют энтузиазм к свершениям, как и требовалось властями. Возникновение такого позитива при просмотре картин говорит, несомненно, об их художественной ценности. Так что я с Вами во всём согласен кроме того, что нельзя было фантазировать на тему ГУЛАГА "в стол". Можно было, ведь тема окружающего ужаса и абсурда подробно рассказана и описана, так что те художники вовсе не должны были быть понятыми на допросах или свидетелями ночного ареста. Эти вещи были известны, и вполне можно было нафантазировать засовывание жертвы в чёрный "воронок" или передать ужас иным способом. Некоторым писателям удалось. А вот таких художников, похоже, не нашлось. Ни в коем случае никого не осуждаю, просто констатация факта.

    ОтветитьУдалить
  3. Я в изобразительном искусстве дилетант абсолютный, руководствуюсь исключительно ощущениями и ассоциациями. Так вот, мне приходилось видеть подборки картин немецких и итальянских художников того времени. Удивительное сходство как на мой дилетантский взгляд...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, все дело в том, что тексты читать нам легче,чем живопись. Не претендуя на роль эксперта, замечу, что меня потрясла картина Ю.Ю. Клевера /мл/ В рыбном магазине 1938 года. Я исходил из того, что в картине Мастера нет случайных деталей или персонажей. Не забывая о времени создания полотна обратим внимание на следующие
      1 в центре пойманная рыба с потухшими глазами , за сеткой следующая жертва еще плавает в аквариуме
      2 совершенно бесстрастное лицо продавца/ а ведь ХУДОЖНИК не мог изобразить в роли продавца первый попавший под руку типаж/
      3 руки продавца заслуживают отдельного рассмотрения, при этом не забывая, что в эти годы резко возрастает процент рабочих и крестьян в органах
      4 красное пятно берете вызывает ассоциацию с красными косынками, а
      5 мальчик в пионерском галстук павлика морозова
      6 аквариум с рыбами / нем,как рыба /
      7 наполнение воды из переполненной чаши с фонтаном слез в Бахчесарае
      8 большая ПЛЕТЕНАЯ хозяйственная СУМКА? Может не все однозначно?

      Удалить
  4. О современной путинской России и роли насилия в ней - общий анализ дает М. Б. Ямпольский
    http://gefter.ru/archive/22628

    ОтветитьУдалить
  5. Сделал картину по партийному заказу, но заложил в неё фигу? На мой взгляд пункты 3, 4, 5, 7, 8 в смысле "фиги" неубедительны. Однако пп. 1, 2, и 6 впечатляют. Так что возможно насчёт этой картины и Клевера (мл.) Вы и правы. Спасибо за Ваше интересное мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой предыдущий коммент - для Aleksandr. Почему-то пост выпал наружу.

      Удалить