Все-таки нельзя не отдать должное
искусности Кремля и его политтехнологов. Так закрутить политическую жизнь в
стране, задать правила игры и втянуть в нее массу действующих лиц - согласных и
несогласных с властью. А сколько статей, бичующих власть, в Интернете! И ничего
ей не делается. Наоборот, эта критика только укрепляет ее в глазах мирового
сообщества. Создавая эффект свободы слова, она успешно дезориентирует западных
экспертов. В результате у российской власти на Западе появилось немало
сторонников, защищающих ее от наиболее последовательных критиков.
Вот почему столь ценны моменты,
когда кремлевские политтехнологи и политпланировщики
"проговариваются", то есть говорят нечто такое, что не обязательно
или даже прямо излишне с точки зрения их тенденции. Так случилось, например, в
недавней беседе Владислава Иноземцева и Глеба
Павловского. Разговор шел на тему "Уйдет ли Путин?"
Иноземцев рассуждал как типичный
российский интеллигент, лояльный власти и до сих пор ждущий от нее ответа на
вопрос "куда должна идти страна". Он из той элиты, которая в 1999-м
приветствовала закулисное решение Бориса Ельцина о выборе своего преемника на
президентском посту России, а затем видела в Путине Владимира-модернизатора.
"В начале своего правления, - говорит Иноземцев, - Путин как бы даже бежал
впереди проблем. Он их ставил, пытался решать, и система развивалась достаточно
динамично. Затем что-то произошло, и развитие остановилось". Одним словом,
наступило разочарование, и сегодня Иноземцев хочет, чтобы Путин ушел.
У Павловского взгляд инсайдера, все
эти годы работавшего на власть. В ходе беседы он, во-первых, подтвердил, что
реальная власть в России неконституционна, а следовательно, незаконна. По его
словам, Путин - это "такой неформальный институт, которого в Конституции
нет... Он - верховный авторитет этой системы". Во-вторых, говоря о
"клавиатуре", посредством которой Путин "работает с
бюрократией", политтехнолог по сути подтвердил наличие у власти тайной
инфраструктуры - сети штатных и внештатных сотрудников спецслужб и силовых
органов. Эта "клавиатура" действует по законам конспирации так же,
как действовала реальная власть в Советском Союзе, - вне Конституции и через
тайную сеть спецотделов и особых секторов.
Многие и так догадывались, как на
самом деле устроена власть в России и насколько плотно общество прошито
агентами спецслужб и силовых структур. Не будет преувеличением сказать, что
сегодня под их колпаком находится все население страны. Именно их сеть
обеспечивает силу и прочность этой власти. Еще 12 августа 1995 года Борис
Ельцин подписал закон "Об оперативно-розыскной
деятельности", наделивший особыми полномочиями органы безопасности,
внутренних дел, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы,
таможни и внешней разведки. Этим структурам разрешалось конспиративно, с правом
привлечения негласных сотрудников "добывание информации о событиях или
действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации". С конца 1990-х власть
стала пользоваться этим законом, как и законом "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской
Федерации", на полную катушку.
И что же это за политическое
устройство, если не диктатура? Такая "консолидированная власть" есть
именно диктатура - правда, нового постмодернистского типа. Она
использует не массовые репрессии, а точечные убийства, ложь, подкуп, провокации
и политтехнологии для манипуляции общественным сознанием как внутри страны, так
и за рубежом.
Г-н Павловский подтвердил и этот
вывод: "20 лет назад мы думали, что советская власть - это ЦК КПСС +
партия + советы. Выяснилось: мы были идиотами. Оказалось, что советская власть
может быть и со свободой выезда, и со свободой торговли, и с
"Плейбоем".
Было бы странно, если бы
политтехнолог, служащий этой власти, предлагал освободить Россию от спрута
неконституционной власти, реорганизовать спецслужбы и силовые структуры и
восстановить полномочия конституционных органов управления страной. У него
принципиально другая задача. Он ищет способы укрепления и модернизации
"политического фасада" этой невидимой, но реальной власти. В одном
случае он говорит о том, что Путин "должен помочь системе консолидироваться
вокруг Медведева". В другом - о необходимости усиления "политического
союза Медведева с Путиным, для которого тандем становится тесной и
маломаневренной формой". В третьем - о том, что Путин должен играть роль "не символического лидера
партии "Единая Россия", как сейчас, а ее реального председателя,
контролера и фактически хозяина".
Кстати, последняя идея впервые
появилась в конце 2007 года в документе под названием "О феномене
национального лидера России" за подписью функционера "Единой
России" Абдул-Хакима Султыгова. Тогда г-н Павловский недовольно заявил, что "предлагаемое введение понятия института формального
национального лидерства с принесением присяги встречается даже не во всех
тоталитарных странах. В Советском Союзе этого не было, это существовало в
фашистской Германии, присяга вождю. Это не приветствуется, повторяю, даже в
деспотических тоталитарных системах, потому что это принципиально несовместимо
с каким бы то ни было правовым порядком". Сегодня, похоже, рассматривается
и такой вариант.
Ясно одно: нынешнее руководство в
Кремле просто так своего места никому не уступит. Стенания о неуправляемости
вертикали и нежелании власти "работать на общество и страну" тоже
льют воду на мельницу власти, потому что подкрепляют ее легенду прикрытия. Суть
этой легенды в том, что только эта власть, несмотря на всю свою
коррумпированность, способна сдержать темную стихию под названием российский
народ.
Первым реальным шагом оппозиции,
представляющей интересы народа, должно стать требование к власти "открыть
лицо".
Комментариев нет:
Отправить комментарий