При всём моём критическом отношении к деятельности Алексея Навального (читатель может убедиться в этом, ознакомившись со статьями по тегу «Навальный») я не могу согласиться с пафосом разоблачений его в нацизме. Прежде чем перейти к существу дела, замечу, что не вижу в нём второго «Ельцина» и вообще человека, который может прийти на смену президенту Путину, а потому, честно говоря, не вижу особого смысла обсуждать его политические взгляды.
Однако жаркие споры вокруг «нацизма» Навального актуализировали проблему кремлёвской спецоперации, которую я ещё в 2013 году обозначила как «борьба с угрозой нацизма». Обвиняя Н. в «нацизме», авторы, как правило, опираются на высказывания Валерии Новодворской и бывшей соратницы Н. по «Яблоку» Энгелины Тареевой. А Григорий Явлинский ещё и привлёк в свои союзники Мераба Мамардашвили, в частности его высказывание 1989 года «Если мой народ пойдет за Гамсахурдиа, я пойду против своего народа». Однако у Мамардашвили есть и другие высказывания по национальному вопросу. Так, в своей теоретической статье «Нигилизм и национальный вопрос» («Литературная газета», 6 марта 1991 года) он назвал национальные движения формой, в которой рождается гражданское общество, решаются проблемы гражданских свобод. Или, как говорили римляне, делается res publica – общее дело.
И вот здесь мы выходим на
проблему полного непонимания проблемы «гражданского
национализма», когда легко ставится знак равенства между «гражданским
национализмом» и «нацизмом».
Именно этим воспользовался Кремль, запустив спецоперацию «борьба с
угрозой нацизма», на удочку которой, на мой взгляд, попались и весьма достойные
российские интеллектуалы. А далее я перейду к основным положениям своей статьи 2013 года, которую так и назвала «"Борьба с угрозой нацизма" как спецоперация
Кремля».
Подчеркну, что, на мой взгляд, Алексей Навальный – типичный российский
государственный националист с очевидным уклоном в бытовой этнический национализм. В этом он ничем не отличается ни от представителей российской власти, ни от её элиты, ни от большинства так называемой
прогрессивной общественности.
Государственные националисты — это великодержавники, разделяющие ценности русского фундаментализма.
Среди них: а) представление о том, что русский народ может быть только государственным народом и носителем особого «культурного кода»,
особой нравственности и особого чувства справедливости, б) отрицание бездуховного Запада как модели общественного развития, в)
видение России как империи и великой державы и г)
уверенность в её особой исторической миссии.
Со времен
татаро-монгольского ига московские князья, получая ярлык на княжение, управляли своей территорией по принципу завоевателей, оккупантов, что
постепенно стало государствообразующей российской традицией. Постепенно и древнерусский этнос сменился великорусским,
а главной ценностью
российской цивилизации стали не народ, не общество,
не свобода, а самодержавие, деспотизм и подчинение верховной власти. Этот
государственный национализм получил свое законченное выражение при Сталине,
особенно после Победы во Второй мировой войне.
Вот почему Кремль с приходом
во власть Владимира
Путина взял за основу
«сборки» российского народа именно Победу, а во внешней политике, в первую очередь в отношениях
с бывшими советскими
республиками, решения Нюрнбергского трибунала о борьбе с нацизмом. За последние 20 лет в результате агрессивной и целенаправленной пропаганды
антизападничества, великодержавия и огламуренного Сталина-государственника государственный национализм вошёл в плоть и кровь российского общества. Кремль на удивление быстро внедрил в сознание населения России не только чувство обреченности быть
государственным народом, полностью зависимым от верховной власти, но и ощущение безальтернативности своей исторической судьбы. Конечно, эта
успешность была исторически обусловлена: представление о том, что Россия окружена врагами, а потому должна сплотиться вокруг верховной
власти и утверждать в мире свой статус великой державы, созвучно
базовым представлениям народа о стране и окружающем
мире.
В стратегическом видении
государственного национализма Кремля русский народ может быть только подданным
верховной власти. Поэтому в России народ – не nation в западном смысле
этого слова, поэтому не народ, а государство
здесь — ценность самого
высокого уровня. Власть здесь не civil service, а демиург, освящаемый к тому же государственным православием. А потому в этой картине мира никакая федеральная
структура не свойственна
российскому государству. Его идеал — только централизованное и только унитарное государство. Здесь власть была заодно с самыми разными представителями так
называемой элиты страны. Среди них — системные либералы во главе с Анатолием
Чубайсом с его
заявлением о либеральной
империи. Националисты, в большинстве своем имперцы, взгляды которых выражают Сергей Кургинян и Максим Калашников. Левые, позиция которых
ясно представлена в заявлении
писателя Захара Прилепина: «Русский империализм — и есть мой национализм». Да и оппозиционная
общественность во главе с Алексеем Навальным не выходила на улицу с требованием соблюдать 1-ю статью конституции, в которой записано, что Россия является
«демократическим федеративным правовым государством».
Последовательно возвеличивая государственный национализм, власть в то же время блокировала сколько-нибудь разумное
обсуждение проблемы «гражданского национализма». В ответ на пробуждение русского национального самосознания
она и разработала настоящую спецоперацию под прикрытием «борьбы с угрозой нацизма», пугая общество распадом
страны и неконтролируемым
ростом русского фашизма/нацизма. Эта спецоперация решала для Кремля несколько
принципиальных задач:
Во-первых, она дезориентировала общественное мнение тем, что намеренно
идентифицировала не только
всплески этнического национализма, но и робкие зачатки гражданского национализма в стране с фашизмом/нацизмом, внедрив таким образом в общественное сознание существование
серьезной угрозы нацизма. Для этой цели власть не гнушалась поддерживать в качестве пугала откровенно фашистские
группировки и акции. Под
предлогом борьбы с ними
в Уголовный Кодекс была
внесена 282-я статья, изначально предполагавшая самое широкое её толкование. При поддержке спецслужб
проходили акции ДПНИ, «русские марши», которые тоже способствовали внедрению в массовое сознание идеи об опасности любых проявлений национализма.
При этом верховная власть воспринималась как единственная надежная гарантия
защиты от появления
русского фашизма/нацизма.
Во-вторых, «борьба с угрозой
нацизма» стала ответом на формирование национального самосознания в бывших союзных республиках, ныне ставших
суверенными государствами, прежде всего в Украине, Эстонии, Латвии и Литве. На этот «фронт» были брошены Александр Дюков, Владимир
Симиндей и другие
псевдоисторики специально созданного фонда «Историческая память» и им предоставлен
самый широкий доступ к материалам
центрального архива ФСБ. Целью их сочинений, стало разжигание розни между силами национального возрождения
этих стран и просоветскими/пророссийскими
силами. В них проводилась
просталинская версия как начала Второй мировой войны, так и послевоенного устройства союзных республик
бывшего СССР и стран
Восточной Европы. В рассмотрении
самых сложных и болезненных
сюжетов для исторического самосознания народов этих стран историки фонда
«Историческая память» крайне агрессивно пропагандировали интерпретацию советских/российских
спецслужб, следуя букве и духу документов НКВД/МГБ того времени.
В-третьих, «борьба с угрозой
нацизма» стала ответом на незаконченную и поверхностную десталинизацию конца 1980-х — начала 1990-х годов. Все эти 20 лет власть
внедряла в массовое сознание клише, что никакое сравнение сталинизма с нацизмом недопустимо. С этой же целью была создана организация «Мир без
нацизма», задача которой закрепление этого постулата уже и в мировом общественном мнении.
Наконец, «борьба с угрозой нацизма» — это ответ на поиски правды о Второй мировой войне, в том числе и о настоящих виновниках её развязывания. Это закрепление просталинской версии начала войны. Сегодня независимые
исследования по истории
Второй мировой войны стали уже уголовно наказуемыми.
Печально, но факт:
спецоперация Кремля по «борьбе
с угрозой нацизма» так и
осталась вне поля зрения «прогрессивной
общественности». Отсюда следует закономерный вывод о том, как далека Россия от возможности изменения традиционной
российской системы взаимоотношений власти и общества, от развития гражданского национализма и от превращения её народа из объекта в субъект собственной истории, в гражданскую силу, способную
самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
Мераб Константинович, конечно, человек авторитетный. Но я совершенно не в курсе, что он думал об идее наднационального партнерства во имя мира. Практическим воплощением которой и явлен человечеству Европейский союз. Может быть потому, что не дожил до его появления?! И я, не исключаю, присоединился бы к мнению о безрассудности европейского проекта, переживающего известные проблемы. Если бы кто-нибудь мне объяснил, чем полезен "гражданский национализм" на примере, скажем, нынешнего правящего политического класса Венгрии. Или каталонских сепаратистов. Или Лепен, кстати, уличенной во взятии крупного кредита на старте избирательной кампании от одного из российских банков...
ОтветитьУдалитьИнтересная мысль пришла. Предоставляя площадки для проведения собраний европейских правых в Санкт-Петербурге, Владимир Путин тоже считает немножко национализма полезным! Но - для Европы. И уж не знаю, какого именно сорта он считает - государственного, имперского или... гражданского.