В связи с кончиной
режиссёра Марлена Хуциева, вошедшего в Историю прежде всего своими знаменитыми «оттепельными»
фильмами «Весна на Заречной улице», «Два Фёдора», «Застава Ильича», «Июльский
дождь», указывается, что в 1966 году «он стал одним из подписантов открытого
письма Леониду Брежневу о недопустимости реабилитации сталинизма». Это не так.
Интеллигенция того времени даже не посягала на осмысление феномена сталинизма.
Открытое письмо 25 деятелей науки, литературы и искусства от 14 февраля 1966
года в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева накануне XXIII съезда было о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации Сталина».
«...Мы считаем, – говорилось
в этом письме, – что любая попытка обелить Сталина, таит в себе опасность
серьезных расхождений внутри советского общества. На Сталине лежит
ответственность не только за гибель бесчисленных невинных людей, за нашу
неподготовленность к войне, за отход от ленинских норм в партийной и
государственной жизни. Своими преступлениями и неправыми делами он так извратил
идею коммунизма, что народ это никогда не простит. Наш народ не поймет и не
примет отхода – хотя бы и частичного – от решений о культе личности. Вычеркнуть
эти решения из его сознания и памяти не может никто». Более того, авторы
письма серьёзно ошибались, полагая, что «никакие разъяснения или статьи не
заставят людей вновь поверить в Сталина; наоборот, они только создадут сумятицу
и раздражение».
Термин «сталинизм» в то
время фигурировал лишь в самиздатской литературе и употреблялся для обозначения
репрессивной практики сталинского режима. Только спустя 22 года, 28 апреля 1988
года на конференции историков и писателей, организованной Академией наук СССР и
Академией общественных наук при ЦК КПСС, Дмитрий Волкогонов впервые публично
поставил вопрос о правомерности употребления термина «сталинизм». И то, ответив
на него утвердительно, указал, что «речь идёт о грубом извращении ленинских
идей о социализме, далеко не полном использовании материального и духовного
потенциала нового строя и человеческого фактора, о нанесении обществу
незаживающих до сих пор ран». И хотя после такого публичного признания употребление
термина «сталинизм» стало общим местом в пёстром потоке литературы о сталинском
периоде советской истории, природа этого феномена не осмыслена до сих пор. (См. об этом, к примеру, мою статью «Дело не в Сталине!»).
Подтверждением
тому является неадекватная оценка того, что происходит в современной России.
Tермин "сталинизм" следовало бы употреблять для обозначения социальной сущности "общества" и порождаемой им государственности. А касательно "Интеллигенция того времени [1966] даже не посягала на осмысление феномена сталинизма." - "интеллигенция" как мутно определяемая социальная прослойка в целом - безусловно не посягала, а вот отдельные ее преставители - пожалуй, что и да. Ранний Зиновьев ведь к этому периоду и относится.
ОтветитьУдалитьНигде не могу найти о чем это: "Еще в 1948 году во время короткого сталинского ренессанса..." (см. https://fn-volga.ru/news/view/id/99448). Может быть вы знаете?
ОтветитьУдалитьЭтот Митрополит Саратовский и Вольский РПЦ МП Лонгин, вынужденный объясняться по поводу наличия у него нового роскошного автомобиля, под «коротким сталинским ренессансом» 1948 года имел в виду краткий период общения Русской православной церкви со Сталиным. В 1948 году в Москве было торжественно отпраздновано 500-летие автокефалии Русской церкви. – См. об этом в моей статье «Разыграет ли Кремль карту Третьего Рима»?
Удалитьhttps://ivpavlova.blogspot.com/2018/10/blog-post_16.html
Странные же у него были понятия о ренессансе.
Удалить