четверг, 13 апреля 2023 г.

Большевик в белом пальто

Издание «Медуза» выложило на Youtube фильм о Валерии Новодворской. Его сняла берлинская студия Narra и кооператив независимых журналистов «Берег» во главе с автором и режиссёром Игорем Садреевым.

Замечательно, что такой фильм появился, ибо Валерия Ильинична заслуживает не только прекрасного трёхтомного издания своих трудов, но и ярких слов и рассуждений как о своём публицистическом таланте, так и о твёрдости в борьбе с Советской властью и коммунизмом, не говоря уже о цене той борьбы, которую ей пришлось заплатить пребыванием в советских тюрьмах и психиатрической больнице.

Однако осталась нераскрытой принципиальная, а глядя из 2023-го, пожалуй, главная тема – тема большевизма В.И., хотя намёк прозвучал в фильме в связи с созданием ею в конце 1960-х «Союза борьбы» (ср. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», созданный В.Лениным в 1895 году И.П.) и в начальной фразе фильма, что В.И. хотела «строить капитализм». 

Это притом, что весь предыдущий опыт – опыт строительства «социализма» («в одной отдельно взятой стране») свидетельствует: любое строительство новой государственной системы предполагает действия «сверху», а следовательно, принуждение и насилие.

Большевизм В.И. в полной мере проявился в «перестройку», когда она враждовала с Горбачёвым, упрекая его в медлительности и нерешительности, но особенно после Августа 1991-го в её любви к Егору Гайдару. Её отношение к Гайдару входит в прямое противоречие с ключевым тезисом аннотации фильма, что «в начале 1990-х Новодворская воспринималась, вероятно, как самый безупречный борец за справедливость в России».

Это не так, как и то, что Егор Гайдар в конце 1980-х – начале 1990-х был «наследником Хайека, Рюэффа и фон Мизеса», по утверждению Валерии Ильиничны. (См. мою статью на смерть Гайдара, опубликованную на «Гранях» 19 декабря 2009 года). Т.н. реформы Гайдара, а затем и ваучерная приватизация как раз игнорировали социальные последствия. Это и была первопричина критики тех реформ, которые философ Юрий Давыдов уже в 1996 году прямо назвал революционным насилием. (См. его статью «О роли революционного насилия в либеральной экономике» // журнал «Москва». 1996. № 10). Правомерно, как я писала в своей статье, и сравнение Егора Гайдара с Владимиром Лениным. Они оба даже прожили почти одинаково – 53 года и 9 месяцев.

Именно игнорированием (или непониманием) этого важнейшего сюжета объясняется недоумение автора фильма, почему народ плохо относился к В.И. Дело тут не в пропаганде, а в последствиях гайдаровских реформ, которые отвернули россиян от западной демократии на поколения вперёд, хотя плодами рынка так или иначе стали пользоваться все. Но в их душах  надолго закрепилась идея несправедливости тех реформ не только Гайдара, но и Чубайса.

Осталась лишь прослойка «хороших русских», которые выиграли от тех реформ либо из-за приватизации, либо из-за щедро оплачиваемого обслуживания новой власти. Они пытались приспособиться и к Путину: вот характерное мнение, выраженное Андреем Колесниковым (из центра «Карнеги»): Путин «отнял у нас столько же, сколько он отнял у Украины с точки зрения того, что мы здесь — те, кто за другую Россию — оказываемся надолго изгоями. И мы лишены той жизни, которую строили 30 лет — он просто смел со стола все то, что имело для нас значение в течение всей нашей жизни». (Выделено мною – И.П.).

После 24 февраля 2022 года эти люди стали не нужны, а потому так или иначе все они оказались за границей или во «внутренней эмиграции».

 

P.S. Предваряя неизбежный вопрос о возможной альтернативе реформам конца 1980-х – начала 1990-х, приведу свой ответ на него в комментарии к одной из предыдущих статей.

Если говорить о возможной альтернативе, то такую стратегию надо было проводить задолго до Гайдара-Чубайса, Ельцина или Явлинского, а хотя бы с того момента, когда Горбачёв принял решение реформировать страну. Можно было бы постепенно (а не в порядке аврала за 500 дней) высвобождать теневые отношения (на успешных предприятиях), одновременно развивая кооперативное движение и разрешая мелкий бизнес и, конечно же, принимая законы, которые декриминализовали бы такую деятельность, делая её, наоборот, законной, таким образом утверждая в обществе право частной собственности. Повторяю, начинать надо было не с «гласности» и т.п., а с экономики. Но кто это мог делать в тогдашнем СССР? Горбачёв, который ничего не понимал в стране, которой он управлял? Его тогдашние советники? Тогдашние властители дум?

5 комментариев:

  1. Пропагандисткой она работала, укрепляла режим. А точнее - пугалом, пугающим наивных обывателей образом либерала и либерализма. И никакого иного результата ее заявления, типа Басаев был демократом, дать не могли. И падение Путина предсказывала, и нужных режиму людей отбеливала - кроме Гайдара, Шендеровича, например, Борового

    ОтветитьУдалить
  2. С экономики, значит, надо было начать... Ну да, ну да. Ирина Владимировна, от реформ - в экономическом смысле - выиграла не "узкая прослойка". Как говаривал Егор Тимурович, "отнюдь". Разумеется, это не большинство, но тут вот какое дело. Современный уровень жизни в результате преобразований могли себе позволить процентов 15 населения, а это политически значимая величина. Например, для обслуги режиму требуется много меньше. Как говорил мне знакомый офицер ОМОНа, "..за те деньги, что мне платят, я тебя не только дубинкой отметелю, но еще и от себя лично добавлю"

    Возвращаясь к Новодворской, а как ниже выяснится, к Джиласу и Восленскому. Конечно, я воспринимал ее, пока она была жива, как персонаж карикатурный. Но есть две вещи, которые удерживали меня от желания, как сейчас модно выражаться, "хэйтить" по ее поводу. В годы ее нахождения в советских тюрьмах и психиатрической больнице я выводил в преамбуле своей дипломной работы "во исполнение решений XXV съезда КПСС..." - это во-первых. Так что для меня люди вроде Новодворской вроде зеркала, в которое можно посмотреться перед тем, как выйти на люди.

    А во-вторых, о скрытно присутствующем в формально бесклассовом советском обществе классе номенклатуры, согласитесь, говорили в те времена не многие. Мне легко представить себе Гитлера, шагающего с револьвером в руке впереди колонны штурмовиков, или Муссолини во главе своих чернорубашечников. Но чтобы понять, что Сталин был предводителем созданного им же класса партийно-хозяйственной номенклатуры, класса, пережившего не только крах КПСС, но и всего государства (!), мне потребовались годы. Этот политический класс всегда был источником государственной фашизоидности, явивший себя в последние годы так явно, что многих вводит в заблуждение суть переживаемой Россией трансформации. И пока все будут рассуждать, нужно ли было Горбачеву разрешить продавать населению КАМАЗы, как обещала "500 дней", или раздать все до пивного ларька по дружкам, как было сделано Гайдаро-Чубайсом, нам будет не хватать таких людей вроде Новодворской. Вот в чем ей трудно отказать, так это в последовательности.

    ОтветитьУдалить
  3. «Так что для меня люди вроде Новодворской вроде зеркала, в которое можно посмотреться перед тем, как выйти на люди». – Прекрасно! Только не надо забывать о результатах этой последовательной деятельности. В результате Августа 1991-го, который «прогрессивная общественность» называет «демократической революцией», этот самый класс партийно-хозяйственной номенклатуры обновился, модернизировался, взял на вооружение современные технологии. Вот результат деятельности таких большевиков, как Валерия Ильинична. Так же, как и после Октября 1917-го, в результате деятельности большевиков-ленинцев Россия «обновилась» - вернулась к социально-экономическим отношениям дореформенного (Александра II) периода, к политическим отношениям XVI века (Ивана Грозного).
    «И пока все будут рассуждать нужно ли было Горбачеву...» - Ах, если бы все! Да ещё в ключе «Собственность и свобода». Но Россия всегда ждёт новых революционеров. Не прививается в России такая «скучная» постановка вопроса. Ей нужно «небо в алмазах»! А в результате получается новое закрепощение. См. одну из моих статей на эту тему https://ivpavlova.blogspot.com/2021/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не Новодворская принимала решения, плоды которых мы пожинаем. Должен признаться, я постепенно прихожу к выводу, что даже не Гайдар с Чубайсом, хотя, разумеется, они были при должностях и несут ответственность. Книгу американского историка Сергея Плохия "Последняя империя" я уже здесь рекомендовал. Но здесь хочется добавить.

      Вы знаете, оказывается есть неистребимое мнение, что если какие-то механизмы сработали в одной стране, то и в другой они дадут похожие результаты. На рубеже 80-90гг оно доминировало в среде международных экспертов, спорить с ним тогда было не возможно. А в 2007 году бывший в те времена ключевым экономистом МВФ Стиглиц вдруг признается, что такой подход показал свою ошибочность! И сейчас мы знаем, что появилась новая наука - социономика, изучающая влияние тех или иных исторических предпосылок на характер проводимых экономических реформ.

      Какие в России предпосылки, мы с Вами в курсе. Но я и здесь постараюсь высказаться на эту тему максимально интересно для Вас, ученого-историка.

      Ирина Владимировна, не Россия ждет своих революционеров. Она их боится. Ведь что такое страна? Разве не люди, объединенные общей исторической судьбой? История - мистерия человеческих поступков, так писал мой любимый Степун. И в этом смысле исторически неистребим русский типаж, ладно, будем называть его носителей "революционерами", типаж человека, которому не терпится увидеть результат своих усилий немедленно. Минимум, при своей жизни. Такой тип русского характера был у Петра I. Был ли Ленин таким человеком? Да, мы не можем вычеркнуть его из русской интеллигенции. Валерия Ильинична?! Разумеется. Вы же сами в настоящей статье отметили, какую ненависть возбудили в народе взгляды последней.

      Пасха скоро... Сейчас закончу пост, почитаю стихи Пастернака. Гляжу на улицу - люди в храм потянулись со снедью... Завтра сухая статистика сообщит, что убито еще несколько сотен... и православных в том числе. А в Америке люди носят в церковь еду, не обращали внимание?
      :)

      Удалить
    2. Так это Маркс ещё указывал,что его теория неприменима к "экономикам восточных деспотий",к коим он безусловно относил и Россию
      Есть ещё такая точка зрения:крайний восток Европы проходит там,где в городах существовало Магдебургское право. То есть линия Полтава - Смоленск. Восточнее их Азия...

      Удалить