В этом блоге не раз
затрагивалась тема «правового государства». По соответствующему тегу можно
посмотреть мои тексты и их обсуждение. Вновь обратиться к этой теме меня
заставила статья Андрея Илларионова «Состояние права при Путине», которая имеет
подзаголовок «Хуже, чем при генсеках и императорах». (На случай, если
ссылка на Каспаров.ру не открывается, даю ссылку на его ЖЖ). Я бы не стала
вновь обращаться к взглядам Илларионова, если бы не его положение в среде
российской оппозиционной общественности – он не только активный участник
«Форума свободной России», но и один из немногих проповедников идеи
«верховенства права».
Его впечатлила
работа сотрудников Института
исследования вариантов демократии V-Dem,
штаб-квартира которого находится в Университете Гетеборга (Швеция). Сотрудники этого института изобрели «Индекс верховенства права (ИВП)» и
вычислили его применительно не только к странам европейской/западной
цивилизации – Европы и Северной Америки, но и таким странам, как Республика
Конго, Судан, Гаити, Сомали, Египет, Того, Куба, Афганистан, не говоря уже о
России. В тексте Илларионова размещена таблица ИВП в России за период с 1789-го
по 2017 год.
Вот уже многие
годы у меня есть возможность наблюдать за тем, как понимают идею права и
верховенства права на Западе, а именно в США. «Право», «верховенство права» –
это понятия европейской/западной цивилизации, однако обычные американцы над
ними не задумываются. Они просто живут в правовом государстве, следуя его
правилу соблюдать закон. С малых лет их сознание настроено на следование
закону, что и называется правосознанием. Конечно, и здесь совершаются
преступления и разгораются коррупционные скандалы, но, как правило, люди поступают
по закону, а не по неписанным правилам, как в России. Кстати, необязательность
соблюдения закона порой очень привлекательна и заметно облегчает повседневную
жизнь в России, когда вместо того, чтобы следовать духу и букве закона, можно
дать взятку и быстро решить проблему, не говоря уже о такой российской
ценности, как нужные знакомые, которые помогут в обход закона в критической
ситуации. В этом смысле жизнь в США жёстче и труднее, чем в России. Так, А.И.
Солженицыну именно этим жизнь на Западе не понравилась. «Право слишком холодно
и формально, чтобы влиять на общество благодетельно, – писал он. – Когда вся
жизнь пронизана отношениями юридическими, создаётся атмосфера душевной
посредственности, омертвляющая лучшие взлёты человека».
Современная западная
прогрессивная общественность, частью которой являются составители «Индекса
верховенства права», живёт в этом правовом мире, не особенно задумываясь над «почвой»,
на которой произросли «цветы» западной цивилизации. Более того, выступает против
этой «почвы» – за социализм против капитализма. Неудивительно, что эта общественность, воспитанная в традициях современного либерального
прогрессивизма, следует правилу
политкорректности подходить и к другим странам с мерками своей, западной
цивилизации. Поэтому в её картине мира в других странах тоже есть и право, и
верховенство права, только в менее развитом или совсем зачаточном состоянии. В
таком же духе написана и статья о верховенстве закона в англоязычной Википедии,
на которую Илларионов не раз ссылался как на истину в последней инстанции.
Вот характерный пассаж из этой статьи: «Недостаток верховенства закона можно обнаружить как в странах демократии, так и диктатуры, вследствие, к примеру, несоблюдения закона или незнания его, а верховенство закона более склонно к деградации, если у правительства нет достаточных механизмов
для его восстановления».
Очевидно, что и
сотрудники шведского Института, и авторы статьи в Википедии, и их
единомышленник Илларионов имеют в виду не «право» и не «верховенство права», ибо это понятия западной
цивилизации. Они имеют в виду соблюдение законов ЮРИДИЧЕСКОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ)
СИСТЕМЫ, существующей в той или иной стране. Эти законы регулируют нормы
поведения между людьми. Нарушение их подлежит наказанию тем или иным способом.
Поэтому они оперируют
такими категориями, как ограничение полномочий
институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита
основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское
правосудие, уголовное правосудие. Эти формальные «контрольные показатели» замерить можно, но никакого
отношения к верховенству права они не имеют. В результате такого подхода дело доходит
до откровенного абсурда. Так, в ленинский период у них получилось лишь снижение
(!) «Индекса верховенства права», по сравнению с эпохой Александра II с его Великими реформами, когда Россия
действительно двинулась по пути развития частной собственности, права и
правосознания. А после Октябрьского переворота 1917-го, наоборот, эти ростки
были вырваны с корнем, а страна отброшена к социально-экономическим отношениям
дореформенного периода, а в политической сфере – к отношениям XVI века. При Сталине у них наблюдается
дальнейшее снижение, но всё равно этот «Индекс» оказался заметно выше, чем при
Александре I и Николае I.
Причина
полученного абсурда – отождествление понятий «право» и «юридическая/законодательная
система», что является самой распространённой ошибкой в понимании права.
Конечно, и при Сталине была юридическая система, был Уголовный Кодекс, суды и
даже адвокаты. Были и парламент – Верховный Совет СССР, и выборы. Желающим поближе познакомиться с устройством этой юридической/законодательной
системы рекомендую переведённую на русский язык книгу канадского профессора
Питера Соломона «Советская юстиция при
Сталине» (М.: РОССПЭН, 1998).
Однако именно при Сталине российское понимание права
как приказа верховной власти получило своё крайнее выражение. Думаю, многие до
сих пор помнят чеканную формулировку советских времён: «Право есть воля
господствующего класса, возведённая в закон». В действительности, её следовало читать как «право есть воля
господствующей партийной верхушки, возведённая в закон». В её интересах,
которые, как говорил Сталин, «выше формальной законности», сталинская власть
заставила всё население огромной страны жить фактически по лагерным нормам.
Напомню ещё слова сталинского наркома Лазаря Кагановича: "Мы
отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание
марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие
"правового государства" к советскому государству, то это значит, что
он идет на поводу буржуазных юристов, это значит, что он отходит от
марксистско-ленинского учения о государстве". Это заявление он сделал,
между прочим, в Институте советского строительства и права.
Сегодня в России
мы наблюдаем то же самое. Сегодня право есть воля господствующей корпорации,
возведённая в закон. Именно по её нормам живёт современная Россия, хотя
формально здесь всё в порядке с юридической/законодательной системой. И
парламент есть, который неустанно принимает новые законы, и уполномоченный по
правам человека, и Конституционный суд, и Уголовный кодекс. Одним словом,
сплошная «диктатура закона».
Что из этого
следует? А следует вопрос о будущей повестке для России: восстановление права
или выращивание его ростков с нуля?
Илларионов убеждён,
что восстановление. Для изменения «уровня развития права в стране», по его
мнению, достаточно «смены политического руководства». Одно дело главный
руководитель судебной реформы Александра II, министр юстиции Российской империи в 1862-1867
гг., выпускник Царскосельского лицея с серебряной медалью Д.Замятнин, а другое
– выпускники юридического факультета Ленинградского государственного
университета им. Жданова В.Путин и Дм.Медведев. Именно смена политического
руководства представляется ему решающим фактором для изменения ситуации, т.е.
он убеждён, что «нынешнее состояние правового беспредела не является ни
имманентно присущим российскому народу и российскому обществу, ни, естественно,
вечным».
Эта позиция, на
мой взгляд, сущностно не отличается от позиции тех, кто проповедует в России
теорию гибридных режимов или авторитаризма со «спящими» здесь демократическими
институтами, которые надо только «разбудить» и наполнить содержанием.
В основе такого подхода – не только
поверхностное знание истории, но и политическая ангажированность. Однако он
очень привлекателен не только потому, что оптимистичен, но и потому, что востребован.
Как в самой России, так и на Западе.
Когда-то я слышала лекцию академика Пивоварова, в которой он сказал, что в России нет понятия "право". И он, безусловно, прав... В России не было естественного права никогда, а только из него выросла западная правовая теория и практика. В России право понимается либо как закон, т.е. писанные государством правила жизни для граждан, либо как то, что мне разрешил начальник. Когда говорят о свободе слова, то отсылают к Конституции, мол там записано, что есть свобода слова... а свобода слова это естественное право любого разумного существа... никакое государство, никакой начальник не имеет к этому отношения... и так со всеми основными правами в России. Это культурная особенность, которая определяет многое в российской жизни. И в приведенной Вами сталинской формулировке выражена именно эта культурная особенность понимания права в России. И неважно воля это господствующей группировки или воля народа, в конце концов никакой народ конституций не пишет, их пишет какая-то группа людей, борющихся за власть и получающая власть. Воля большинства, выраженная в законе, такая же диктатура, как и воля группы, выраженная в законе. Частному человеку это совершенно все равно, кто лишает его свободы, большинство с помощью голосования или группа, захватившая власть. НА мой взгляд, вопрос о праве в России самый важный сегодня... Пока он широкого обсуждения не имеет.
ОтветитьУдалитьА что такое "естественное право", если не [некоторая, довольно специфическая] воля большинства, закрепленная традицией? Откуда ещё ему взяться было? Скрижали с неба что-то давно не падают.
УдалитьКакая воля большинства нужна, чтобы человек мог свободно говорить, что хочет? Чтобы он мог думать что хочет? Чтобы он свободно мог пахать свое поле и собирать урожай с него? Вот чтобы отнять у него выращенное или заткнуть ему рот, действительно, нужна воля большинства. :)
Удалить"НА мой взгляд, вопрос о праве в России самый важный сегодня... Пока он широкого обсуждения не имеет." - Именно!
УдалитьКритика количественных подходов к измерению того, что на самом деле чувствуют люди в такой стране как Россия, справедлива. Встречали ли вы в своей жизни людей, потрясающих распечатками и в качестве достоверности изображенных на них данных приводящих аргумент "это рассчитано на компьютере"? Хотя, разумеется, шведы и Илларионов думать по теме "вчера было на два процентных пункта ниже" в полном, не постесняюсь этого слова, праве.
ОтветитьУдалитьВ этой богатой на пищу для размышлений статье я бы выхватил примечание, что люди в западных демократиях не задумываются о своей жизни в правовой системе. Равно как и россияне в основном не терзаются размышлениями об обратном. Это правда. Вроде как принюхались, дыша окружающим их воздухом. Вспомнился и ироничный ответ Владимира Пастухова на вопрос, почему европейские граждане соблюдают законы - "бита собака палкой". Однако, о важном: восстанавливать там, или с нуля. Для меня, как русского консерватора по убеждениям, важным отличительным признаком либерала является его отношение к человеческому сознанию. Вы относитесь к нему как к конструктору лего. И часто так получается, что берется какой-нибудь примитив вроде калькированной с французской конституции, вколачивается в нашу жизнь вроде гвоздя, а потом Владимир Владимирович усмехается "а вот и не подряд!".
Менять требуется другое. Вот я живу среди обычных людей в российской провинции, и знаете, я среди них счастлив. Обожаю эти залузганные семечками и свободные от транспорта тихие улицы, хотя за четверть века здесь стало много чище. Но есть одна вещь, которая меня пугает. Отношение вот этих людей к своему государству в том смысле, что они ничего хорошего от него не ждут. И если очередной реформатор не поставит изменения этого отношения, то любая перестройка обернется очередной фикцией. С памятью о том, что предыдущая дорого всем нам обошлась. Во всех смыслах дорого. Жизнь прошла в бесполезных надеждах о более справедливом существовании! Простите, я опять о праве - концентрации справедливости. А часто мне отвечают перпендикулярно - о верховенстве закона с намеком, что обязательно напишут такой закон, что мне понравится.
Анонимный: "...Но есть одна вещь, которая меня пугает. Отношение вот этих людей к своему государству в том смысле, что они ничего хорошего от него не ждут. ..."
УдалитьА с чего бы им ждать что-нибудь хорошее? Это в древнем Китае Сын Неба должен был (в теории; практика была несколько иной) править настолько добродетекльно и привлекательно, что внешние варвары должны были от этого приходить в полное обалдение, приносить дары, и жаждать окитаиться. Внутренние же варвары вообще от всего этого должны были пребывать в постоянном экстазе. Излишне говорить, что российские как теория, так и практика, с этом идеалом не совпадают, и не совпадали никогда.
Так с чего, повторяю, им ждать от государства что-нибудь хорошее? У них имеется многовековой опыт, чего оттуда ожидать можно.
"добродетельно". опечатка.
УдалитьАнонимному: "Простите, я опять о праве - концентрации справедливости." – Этим своим предложением Вы выразили как раз российское понимание права. А европейское/западное понимание права - это юридическая система, которая регулирует отношения собственности граждан.
УдалитьПоэтому в России такое отношение к государству, поэтому, как Вы говорите, люди «ничего хорошего от него не ждут». Это с одной стороны, а, с другой, и надеются именно на государство, именно от него ждут той самой справедливости.
Ничего она не регулирует, простите за резкость. Я как раз сейчас занимаюсь защитой своей интеллектуальной собственности на территории ЕС, и понял одну вещь. В юридической системе, которую Вы преподносите в качестве образца, понятие собственности не носит абсолютного характера. Он такой... локализованный. Пионтковский, кстати, надеется на упоминаемый эффект, поминая к месту и не к месту потенциальную экспроприацию вывезенного российской элитой на Запад триллиона нефтедолларов.
УдалитьТак что такое собственность? Восленский, припоминается, элегантно разбил миф коммунистической пропаганды, якобы в СССР не было частной собственности. Если принять во внимание его определение, что собственность это средства производства, приносящие доход, и их - именно что ренту с них - можно передать по наследству, то была и еще какая. Возможно, стоит договориться об определениях... И еще мне кажется, привычка к редукции, что вот, дескать, западная система права выстраивалась вокруг защиты частной собственности, и таким образом телега находится не где-нибудь, а позади лошади, то есть, в правильной позиции - подобные упрощения как раз и есть российская традиция. Возникновение частной собственности на знания большая мировая проблема. Ведь для вас, американцев, не секрет, что автомобили, ввозимые из Японии, на самом деле "выращиваются" в Айове, правда?
Бывает право и бывает право. Какие-то правовые нормы можно усмотреть действующими и в россии, и в северной корее. В этом контексте было бы полезно уточнять, что речь идёт не об абы каком, а о политическом праве. А вот его там как не было, так и нет. И в этой матрице не будет.
ОтветитьУдалитьГригорий, судя по Вашему тезису «Бывает право и бывает право», Вы невнимательно прочитали мою статью. Я как раз и провожу различие: есть право и есть юридическая/законодательная система. Последняя есть и в России, и в Северной Корее, а права нет, ибо право - это такая юридическая система, которая регулирует отношения собственности. Это основа всего, в т.ч. политического права. По поводу правового государства и частной собственности - мы не раз обсуждали этот вопрос. См. статьи по тегу «Правовое государство».
Удалить"есть право и есть юридическая/законодательная система. Последняя есть и в России, и в Северной Корее, а права нет, ибо право - это такая юридическая система, которая регулирует отношения собственности." Право не только юридическая система, в этом и проблема в России, что право здесь понимается как закон, т.е. юридическая система. Есть разные понятия права. Одно из них, принятое на Западе "что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом." Это и есть естественное право из которого вышли все юридические правовые системы Запада и неведомое в России.
Удалить"Право не только юридическая система, в этом и проблема в России, что право здесь понимается как закон, т.е. юридическая система." - Простите, но вы опустили вторую часть приведённого мною определения, а именно, "юридическая система, которая регулирует отношения собственности." Это основа всех других определений, отличающих понятие права в европейской/западной цивилизации.
УдалитьПростите, Ирина Владимировна, но мир не исчерпывается Западом. Право как регулировка отношений собственности (по крайней мере в зачаточном своем состоянии) было и в Китае, и причем в разгар легализма - частная собственность на землю для земледельцев была введена одним из зубров легализма Шан Яном. А вот политического права - права индивида против общины/общества, властей и государства - там не было никогда. Почему и разумно полагать право собственности как необходимую черту, но только как одну из необходимых черт, т.е. НЕ как достаточную.
УдалитьИрина Владимировна, не важно что регулирует юридическая система, это все равно система законов. Любая юридическая система это система законов. А право на жизнь не подлежит регулированию законами, оно естественное... так же как и право на свободу слова, свободу мысли, свободу обрабатывать поле и добывать себе пропитание... Если человек подстрелил дичь на ничейной территории, то эта дичь принадлежит ему. По праву, естественному праву человека добывать себе пищу для поддержания жизни. И это право не нуждается в законе. Оно существует до законов. До существования любой юридической системы. Русская культура не включает в себя понятия права, в этом и проблема.
УдалитьИ добавить (на сей раз не по Китаю): поздний царизм в россии, кажется, весьма корректно относился к праву собственности, и писаные законы на эту тему тоже существовали, и даже соблюдались. Право собственности там, похоже, было. А вот с политическим правом ситуация была иной. Мысль эта - что при разговоре о правовом государстве и обществе имеется в виду именно наличие там действующего политического права - оригинально не моя. (я её у Зиновьева подобрал; не знаю, где он ее нашёл)
УдалитьGS GS Свобода выражать свои мысли, т.е. свобода слова, свобода верить во что хочешь, т.е. свобода совести не имеют отношения к собственности, так же как право на жизнь и право добывать себе пропитание. И это не политические права, а самые простые естественные права человека.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьКак же не политические, когда именно политические: это же свобода не только выражаться, но ещё и не огрести за это - прежде всего, от представителей власти и общества. Вспомните формулировку Первой Поправки: "Congress shall make no law respecting an establishment of religion, or prohibiting the free exercise thereof; or abridging the freedom of speech, or of the press..." - это же не что иное, как ограничение на власть, т.е. политическое право подвластных.
УдалитьGS GS Да все дело в том, что никакие они не подвластные. ПЕрвая поправка как раз и говорит об этом. )))))))
УдалитьПодвластные - жили и живем под законами, этим Конгрессом принятыми, и под властями, Конституцией и Конгрессом утверждёнными.
УдалитьДа, человек русской культуры всегда подвластный, не важно сколько он прожил в свободной стране. У него нет понятия права. Только закон. :)
УдалитьGS GS Первая поправка "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб."
УдалитьЧерным по белому написано, что власть, Конгресс, не должен издавать законы регулирующие основные права граждан, свободы совести, свободы слова и печати, свободы собраний. ТАк что нет в США подвластных людей, они все свободны.
Поправка не с неба свалилась и не аборигены её писали. Своё они к тому времени уже давно отписали.
УдалитьНужны пуритане. Причём много и быстро. А где их взять? Да, и мнение местных не справшивать.
И это всё если большая нужда Рязань на американский манер переделать. Что-то от результата последней попытки 100 лет назад бежать тянет.
Ребяты! Всё это разговоры для бедных.
ОтветитьУдалитьПока Россия не повторит путь Германии 1939-46 г.г., разумеется, включая свой Нюрнберг, ничего в ней не изменится. Пока она уже 18 лет «повторяет» период 1933-38 г.г., правда, с той существенной разницей, что экономика не развивается, а деградирует. Именно это обстоятельство склонит её скорее к превращению в большую Северную Корею, чем к развязыванию новой мировой войны.
Чтобы стать Германией 39 года надо начинать с Оттона и Беовульфа и далее со всеми остановками. Это невозможно. Нужно пройти свой путь или раствориться в глобализации Запада на их условиях.
Удалить//...надо начинать с Оттона и Беовульфа...//
УдалитьЗачем же воспринимать мысль так буквально? Я-то имел ввиду то, что Россия может стать правовым государством только при внешнем управлении, которое невозможно без военного поражения в мировой войне, которую может развязать только Россия.
А «своим путём» Россия уже идёт по меньшей мере лет пятьсот, и именно поэтому она по своей воле никогда не «растворится в глобализации Запада» и тем более «на их условиях».
"она по своей воле никогда не «растворится в глобализации Запада» и тем более «на их условиях".
УдалитьА как Вы видите перестройку?
1. Крах экономико-политической системы
2. НЭП-2
3. Вхождение в процесс глобализации
4. другое
Никак. Никакой перестройки не будет. Не считать же за таковую квазиперестройку типа горбачёвской.
УдалитьMsRobertPot: Вы полагаете, что Нюрнберга хватит? Я далеко не настолько оптимистичен.
УдалитьНу, вот, и вы, Григорий, к букве прискребаетесь. Я говорю о принципе. Хотя Германии, в целом (конечно, Западной), Нюрнберга хватило. Но ей и внешнего управления не надолго понадобилось. России самое малое 50 лет понадобится. И после кровавой бойни Запад, думаю, утратит теперешнюю толерантность.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьЯ тоже говорю о принципе - о ломке и сносе матрицы в принципе. Нюрнберг над пресловутыми 86+% - это уже далеко не Нюрнберг.
УдалитьВсё-таки, уточню: Нюрнберг — это для конкретных преступников, а для «пресловутых» — длительное внешнее управление.
УдалитьНе поможет.
УдалитьMsRobertPot
УдалитьА я как-раз про ту самую, как вы говорите "квази", что была. Вот что это было?
1. Крах экономико-политической системы
2. НЭП-2
3. Вхождение в процесс глобализации
4. другое
//Не поможет//
УдалитьМожет быть. Но никто никогда не проверял. :) Но если не поможет длительно, можно устроить навсегда. :) То, что русский народ вытерпит всё что угодно, доказали годы сталинского режима, а счастливую жизнь внешнего управления (в сравнении со сталинским) он отвергать не будет.
"вытерпит всё что угодно" - Вот именно поэтому и не поможет, как в "сказке о тройке" - упругость Тройки оказалась бесконечной к любому воздействию.
УдалитьИрина Владимировна отвечаю на Ваш вопрос "А следует вопрос о будущей повестке для России: восстановление права или выращивание его ростков с нуля?"
ОтветитьУдалитьВ России надо начинать выращивать понятие о праве с нуля. Надо сначала ввести это понятие в культуру. НЕ могу даже представить с чего начать эту работу.
Совет всем любителям права, улучшателям жизни и потенциальным революционерам.
ОтветитьУдалить1 час вашего времени. Небольшое, скажем так, эссе на основе архивных данных.
Есть такой писатель, живёт в Швейцарии - Михаил Шишкин, эссе про историю любви. Место действий Швейцария, Россия, начало 20 века.
"Кампанила Святого Марка"
Одна цитата:
“Ты восторгаешься мною и моей работой, потому что ты так далеко и не представляешь себе все, что вокруг меня и с чем я сталкиваюсь каждый день! – пишет она Брупбахеру весной 1903 года. – Этих людей еще не коснулась ни цивилизация, ни христианство. С какой звериной злобой они пьяные дерутся! Как избивают своих жен и детей!”
https://www.livelib.ru/book/122155/readpart-palto-s-hlyastikom-mihail-shishkin/~5
Про Илларионова
ОтветитьУдалитьВот вы его ругаете. А он, хоть и медленно, но движется в правильном направлении. Дошёл до Голландии и Рембрандта. И даже дальше - Филиокве. Чем поверг в шок многих своих поклонников.
Но если он продолжит, а потом в какой-то момент остановится и будет способен охватить мыслью весь кельтско-германский мир синтезировавший христианство, со всеми германскими императорами и великими папами, католической догматикой и реформацией, властью норманских баронов в Англии и его любимой magna carta - вот тут он осознает, что русская культура не имеет к этому никакого отношения.
Или свой путь, война и кто кого, или раствориться и стать провинцией.
Отлично сказано, снимаю шляпу. Путь России, кто бы что ни рассказывал, в Европу она движется или по факту в противоположном направлении, на самом деле путь к себе самой. Что-то вроде "Хождения за три моря" Афанасия Никитина. Увидеть наконец свое собственное лицо в отражении мира и понять, какое в нем наше место.
УдалитьК сожалению, текущее российское руководство изо всех сил старается, чтобы мы постоянно видели в этом зеркале какую-то злобную харю.
А как выглядили представители государства Карла Великого в глазах жителей империи Аббасидов? Или Геродот в глазах египетских жрецов?
УдалитьМоя бывшая супруга частенько приговаривала, настаивая на том или ином решении, что, дескать, надо делать как у людей. И однажды я ей сказал, ты знаешь, меня не сколько интересует, что думают обо мне другие, нежели что я думаю о себе сам.
Удалить:)
Вероятно, вы хотели сказать «нисколько не интересует». :)
УдалитьMsRobertPot: Пожалуй, "не столько". Впрочем, это скорее приводит на память ильфопетровского Виктора Михайловича Полесова.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьНу, если в предложении «нежели» заменить на «сколько то,», тогда ваше предложение потянет. :)
Удалить"нежели что я думаю о себе сам"
УдалитьА откуда идеалы черпаются? Как в истории с Персефоной - что за зёрнышки и откуда?
Откуда? - Смесь инстинктов, опыта, неформальных традиций и формального образования. Больше неоткуда.
УдалитьПонятие собственности там по крайней мере было когда-то, пусть и недостаточно укорененное. Поэтому с ним будет - восстановить ранее бывшее, и укоренять дальше. С политическим правом там будет иначе, его придётся учреждать впервые. А так как политическое право отрицает матрицу с Властью в написании с большой буквы, то надо будет эту матрицу ломать беспощадно, и уничтожать обломки.
ОтветитьУдалить