понедельник, 8 октября 2018 г.

Послесловие к обсуждению текста от 6 октября

Как одну из теоретических возможностей изменения российской властной «матрицы» Евгений Данилов рассматривает «появление на арене какого-то суперпублициста, который глаголом доберется до сердца каждого индивида. (Можно вести также речь о пророке или о втором пришествии И.Х.)», хотя и добавляет при этом, что «вероятность такого явления стремится к нулю».  Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, сегодня такого суперпублициста не пропустит «прогрессивная общественность» – ни российская, ни западная, которая в современном мире сама каждодневно демонстрирует примеры тоталитарного поведения. Во-вторых, даже Иисус Христос за три года постоянного общения со своими избранными учениками не смог обратить их в свою веру. Понадобилось ещё 40 дней его явления им после Воскресения и дополнительное крещение Духом Святым.

Когда речь идёт о возможности изменения российской властной «матрицы», понятно, что это речь не об отдельных людях, а о российской цивилизации в целом, о России как стране. Подавляющее большинство и сегодня склоняется к тому, что Россию с её крайне атомизированным населением может скрепить только сверхцентрализованная власть, при которой, говоря словами актуального сегодня Сталина, «нет заброшенных окраин, нет центров, всё стянуто в единое... Это как раз то, что может пугать и держать в страхе врага».
Противники такой России видят альтернативу в свободе. Вот, к примеру, Сергей Митрофанов: «...Никакой альтернативы либерализму попросту не существует. Либо вы предоставляете гражданам свободы, и у вас получается либерализм, либо не предоставляете, и у вас получается диктатура, султанат и паханат..».

В этом случае российские адепты свободы не договаривают, потому что либо не понимают, либо боятся договорить. «Свобода» – это не «воля», не «анархия», а установление правил и ограничений, что предполагает «правовое государство». А как это возможно в такой традиционно неправовой стране, как Россия? Теоретически можно рассматривать два пути: «сверху» и «снизу».  В статье «России нужна не демократия, а правовое государство» я сформулировала вариант «сверху»: «Установление правового порядка сверху предполагает, что к власти в стране приходит условный Джон Голт с командой, в которой все будут людьми с правовым сознанием, воспитанными в условиях правовой цивилизации, с разработанным планом последовательного превращения  России в правовое государство. В этом государстве перед законом все будут равны – люди из Кремля и жители из российской глубинки. Эта команда вынуждена будет установить в стране жесточайшую диктатуру... Этой команде условного Джона Голта придётся решить три фундаментальные первоочередные проблемы: 1) отказаться от военного великодержавия, 2) утвердить право частной собственности и 3) учредить федерацию. Именно решение этих проблем позволило бы предотвратить национальную катастрофу и прервать бесконечное хождение страны по кругу». 

Путь «снизу» в качестве альтернативы возможному исчезновению России как общности, как народа, о чём пишет Лишенка и что «случалось за всю историю человечества неоднократно», предполагает шекспировский путь из катастрофы. О таком пути воссоздания государства в XXI веке в 1999 году писал Сергей Четвертаков. (Журнал «Звезда», № 11). Это сценарий, при котором «общество на некоторое время может опуститься в пучину и будет вынуждено искать средства выживания. Изголодавшиеся горожане уходят в деревню, берут землю в собственность, постепенно объединяются в общины... Отношения граждан и государства зеркально изменятся. Не государство, владеющее всем, должно кормить, давать работу и зарплату жителям, а граждане, владеющие всей собственностью страны, включая орудия труда, землю, леса и недра, обязаны своим трудом кормить себя, детей, стариков и чиновников (последних – в том объеме, который они, граждане, сочтут необходимым иметь для своих потребностей)».

А что же делать людям, которые живут в России сегодня, не принимают происходящее, но и не могут его изменить? У меня нет другого ответа, кроме как учиться ПОНИМАТЬ происходящее. А далее поступать соответственно этому пониманию – соучаствовать в делах  власти или нет, вливаться в ряды «прогрессивной общественности» или искать другую альтернативу. В статье «Разница потенциалов» от 19 октября 2009 года я также приводила мнение Дмитрия Шушарина: "Личностная стратегия – вот что становится самым главным и самым острым вопросом. В свободном обществе абсолютное большинство людей политикой не интересуется. Устанавливающийся в России политический режим лишит их этой роскоши, хотя он уже давно насаждает аполитичность, консьюмеризм, попсу и гламур. И этим тоже силен тоталитаризм... политизирующий все обыденное и повседневное". По сути, это  означает учиться быть свободными. Прав Григорий Слободкин, что это «требует значительных внутренних усилий». Да и не каждому по силам судьба «цивилизационного отщепенца». Тем более, что российская действительность на каждом шагу демонстрирует, насколько эта задача трудна. 


18 комментариев:

  1. Понимание происходящего начинается с понимания самого себя, ведь зло находится в самом человеке. Больше его нигде нет

    ОтветитьУдалить
  2. Да, будем жить и стараться быть свободным.

    ОтветитьУдалить
  3. "Установление правового порядка сверху предполагает, что к власти в стране приходит условный Джон Голт с командой, в которой все будут людьми с правовым сознанием, воспитанными в условиях правовой цивилизации, с разработанным планом последовательного превращения России в правовое государство. В этом государстве перед законом все будут равны – люди из Кремля и жители из российской глубинки. Эта команда вынуждена будет установить в стране жесточайшую диктатуру... "

    Этой команде придется репрессировать/подавлять/перевоспитывать (с Нюрнбергом или без) те самые пресловутые 86+%. Так как в этой команде они, по предположению, правовые - то с Нюрнбергом. Что есть "экстрим". И совершенно независимо от степени экстремальности, такая команда потребует аппарат принуждения, сравнимый с оккупационной армией - которой в таких размерах не просто нет, но и взять ее негде. Почему и вариант "сверху" невозможен.
    Путь "снизу" тоже крайне сомнителен - читал я где-то как царских ещё времен переселенцы в Сибирь устраивали общины. А этот путь "снизу" потребует им стать не общинниками, а фермерами по англосаксонскому образцу. Сколь вероятно такое перерождение? Это же то самое цивилизационное отщепенство - но в массовом порядке, а оно достаточно трудно даже в индивидуальном.

    ОтветитьУдалить
  4. Не стал принимать участие в дискуссии, т.к. считаю - пустое.
    Но следил за обсуждениями.

    Культура самоорганизации общества утрачена, да ещё и генетический фонд вырезан. Предпринимательство тоже уничтожено кажется на генетическом уровне.

    Различные волонтёры, честь и хвала им всем,лишь они что-то там реально осуществляют.

    На территории России до сих пор вменяемых политических общин не образовалось,а те,что образовываются - даже не оппозиционные, сплошная имитация оппозиционных сил, и что важнее - имитация действий.
    Трудно что-то героического требовать..., ведь наиболее достойных гнобят и истребляют. Абсолютно всегда во всей истории.

    И что нам ещё необходимо зафиксировать, российские "либералы" - точная копия американских!
    Такая же тупость, такая же истеричность, такой же апломб и уверенность в собственной непогрешимости и интеллектуальной отсталости своих противников.
    И ещё вечный спор "кто белее" среди воинов добра.
    Владимир

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Культура самоорганизации" отнюдь не "утрачена". Тут надо бы уточнять, а во что оно самоорганизуется - и получается, что в нечто матричное. Какая она была, такой и остаётся. Будь эта культура, по предположению, утрачена, там наступил бы коллапс и хаос. Что не соответствует наблюдаемому.

      Удалить
  5. "Да и не каждому по силам судьба «цивилизационного отщепенца». "

    Это так, но те, кто не отщепляются, остаются там, где были - в "матрице".

    ОтветитьУдалить
  6. Вот читаю я умную аналитику об устройстве России и понимаю, что читателей у таких текстов мало... и это нормально, потому что все эти тексты имеют академический интерес... Для людей живущих в России они бесполезны, потому что люди,живущие тут не имеют инструментов для того, чтобы делать какие-то изменения в устройстве. И люди это знают прекрасно. Очередной цикл дойдет до своего логического конца и, как всегда это бывало, государство рухнет... мимо всяких прогнозов и анализов... Никто не может знать когда это произойдет и как...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В качестве инструментов у людей остаются головы, которыми думать, и ноги, которыми голосовать.

      Удалить
    2. Оставшиеся в матрице не имеют головы в качестве инструментов, а процент «отщепившихся» исчезающе ничтожен. Ноги здесь вообще непричём, поскольку они выполняют команды головы.

      Удалить
    3. MsRobertPot : если так, то словами Галича (который подобрал их, кажется, у Карамзина):
      "Жалеть о нем не должно,
      Он сам виновник всех своих злосчастных бед,
      Терпя, чего терпеть без подлости - не можно..."
      Однако же полагаю, что головы там есть, хотя и не у всех.

      Удалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. "«Свобода» – это не «воля», не «анархия», а установление правил и ограничений, что предполагает «правовое государство». "

    Какие-то правила и ограничения есть везде, но далеко не все государства правовые. Из чего следует, что это условие далеко не является достаточным. Правовое государство - это государство не только с правилами и ограничениями, но и с политическим правом - т.е. эти правила и ограничения эффективно ограничивают там как власть, так и общество. И "свобода" возможна только в таком (правовом) обществе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И добавить: понятие"демократии" идет к нам из Афин. Была ли (и если была, то насколько) древнеафинская демократия правовым обществом? Похоже, что не очень-то была, ибо древнеафинский демос полагал себя политически всемогущим, и в некоторых своих практиках (типа того же остракизма) не признавал ни пределов ни резонов в осуществлении своей власти.

      Удалить
  9. Выход из матрицы,на мой взгляд,невозможен без краха России как государства.Как единой общности. Ну ничто не объединяет жителя Читы и,скажем,Калининграда (сознательно не беру ещё более различные пары,как-то Якутск-Грозный или Мурманск-Элиста). То есть вообще. Я ещё в 70-х в Бурятии слышал такое выражение: "еду в командировку. В Россию".
    Отсюда и пресловутые "циклы". Жёсткое централизованное управление со временем неизбежно заводит в тупик. Для выхода из тупика у верхушки не остаётся иного выхода кроме как "отпустить гайки".А отпускание гаек приводит к краху конструкции, властная верхушка это чувствует и начинает лихорадочно всё "возвращать взад". Иногда успевает, иногда нет. Конструкция не обязательно разваливается, она может и устоять, как это случилось в 1861 или в 1991 гг. Проблема в том, что технологическое усложнение общества постоянно сокращает возможности жёсткого централизованного управления. Потому не факт, что очередное "отпускание гаек" не закончится окончательным распадом России как государства (или,если угодно,цивилизационной матрицы). В конце концов,канули же в лету Рим и Византия,латины и ромеи, Пруссия и пруссаки. Австрийцы с венграми из гигантских европейских империй стали третьестепенными европейскими небольшими демократическими государствами. И вроде не бедствуют. Особенно австрийцы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ivan Ivanov : Крах матрицы есть цивилизационный крах - т.е. крах образа жизни в его социальном аспекте. Что при этом произойдет с россией как государством, совершенно безразлично (сохранится оно или исчезнет, распадется на фрагменты, или воссоздастся как-то), т.к. образ жизни практикуется на локальном уровне, и "восходит" до вершин государственности лишь оттуда. С измененной матрицей это уже будет не россия, а нечто узнаваемое только археологами, независимо от границ и названия.
      Как иллюстрацию процесса движения в матрицу и из нее (в микромасштабе) можно привести известное из истории "обрусение" - например, немцев в романовской империи, и "разрусение" детей и внуков эмигрантов из россии - возьмите любую их волну, от первой и до текущей шестой (если я не ошибаюсь в счёте).

      Удалить
    2. Об том и речь. Фрагментация уже есть, как ментально-социальная, так и общественно-правовая. Хороший пример-действия силовиков по митингам в Москве или там Ебурге и - в Назрани.
      "Образ жизни" в широком смысле различен даже в областных центрах этнически русских Забайкалья, Центральной Сибири, Урала, Нечерноземья,Русского Севера, Юга России...что уж говорить о глубинке и нерусских регионах? А если сюда добавить практически уничтоженное прямое авиатранспортное сообщение между российскими регионами?
      Так что по факту этой самой "матрицы" уже нет. Которая,безусловно,была...

      Удалить
    3. Ivan Ivanov, я рассматриваю матрицу как нечто , лежащее гораздо глубже, чем косметические разницы в действиях силовиков. Если вы знакомы с работами (раннего) Зиновьева, то это было описано им как "коммунальность", основа основ социального поведения в данном обществе. Это социальный аспект образа жизни, а не сам образ жизни в его иных аспектах. Переход с лаптей на ботинки (а также любого вида технический прогресс или регресс) матрицу не затрагивает, как не затрагивает ее и нарушение воздушной связи.
      Матрица существует на уровне "я начальник - ты дерьмо, ты начальник - я дерьмо".
      Не хотите ли Вы утверждать, что она и на этом уровне раскалывается, да ещё и в массовом порядке?

      Удалить
  10. " По сути, это означает учиться быть свободными. ...
    Да и не каждому по силам судьба «цивилизационного отщепенца». Тем более, что российская действительность на каждом шагу демонстрирует, насколько эта задача трудна. "

    А ведь становиться свободным и значит "цивилизационно отщепляться".

    ОтветитьУдалить