пятница, 5 октября 2018 г.

Трава забвения

На портале радиостанции «Свобода» почти встык появились два материала. Первый под названием «Дорога смерти. Что осталось от сталинской Трансполярной магистрали» прекрасный фотоотчёт об остатках железной дороги «Салехард-Игарка», которая строилась заключёнными ГУЛАГа в 1947 – 1953 гг. и оказалась никому не нужной, заброшенной сразу после смерти Сталина. Ещё в период «оттепели» в 1964 году в журнале «Новый  мир» (№8) о ней появился очерк «Мёртвая дорога» Александра Побожего. А рядом материал под заголовком  «ВЦИОМ: половина молодежи в России не знает о сталинских репрессиях». Такое соединение – символ современной России с неумолимо зарастающей травой забвения памятью о трагическом прошлом.

В 1991 году вступительную статью к альманаху «Возвращение памяти» я закончила словами о том, что «Мемориалу» нужен не кусок холодного гранита, а правда, вся без изъятия, вся, которую добудем, не исказив и не утаив ничего.
Сегодня ясно, что эта правда в России обществом не востребована. И даже очень хорошие, искренние люди мыслят в рамках государственной парадигмы. Так, автор готовящегося фильма об Ефросинье Керсновской Дарья Чепновская рассуждает: «В настоящее время история сохраняется исключительно благодаря семейной памяти и таким людям, как герои нашего фильма. А должна храниться на государственном уровне. И никак иначе». В этой парадигме даже не возникает вопрос, о каком государстве идёт речь? О том, что наследовало практику сталинской власти и продолжает её в современном обличье? (См. мою статью об интервью директора ФСБ А. Бортникова к столетию ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ – КГБ – ФСБ «Сталинские акценты»).

5 комментариев:

  1. "Сегодня ясно, что эта правда в России обществом не востребована. И даже очень хорошие, искренние люди мыслят в рамках государственной парадигмы."

    Что вполне матрично. Вот если бы это было иначе, то пришлось бы заниматься серьезной ментальной акробатикой, чтобы втиснуть это в непротиворечивую картину мира.

    ОтветитьУдалить
  2. И добавить: восприятие и принятие правды о преступлениях государства требует не-государственной (как минимум) или анти-государственной парадигмы. А сколь соответствующими "матрице" были бы такие варианты?

    ОтветитьУдалить
  3. Что за странная мысль " А должна храниться на государственном уровне. И никак иначе" ? Память свойство человека и государство не должно диктовать, что человеку помнить, а что -нет. ПАмять и должна сохраняться на семейном уровне...передавая из поколения в поколение то, что человек должен знать о своей семье из этих историй и складывается память народная, а вовсе не из учебников, одобренных государством... А то выходит, что государство должно рулить мозгами граждан. Если крестьянские дети не хотели помнить о раскулаченных родителях, разве государство в этом виновато, а не семья, которая хотела приспособиться и выжить в сложившихся условиях? Общество порождает имеющееся государство, а не наоборот. А общество состоит из отдельных семей... Люди не могут жить с повернутой назад головой , они должны думать о будущем, строить свою жизнь, растить детей... Есть историки, которые пишут которые пишут о прошлом и все кто хочет может эти книги читать. Если бы американское государство создавало бы музеи , рассказывающие о зверствах северян и южан во время гражданской войны, то эта гражданская война длилась бы до сих пор. Это счастье, что человек имеет свойство забывать несчастья и жить дальше. Иначе жить невозможно. Русское общество не хочет помнить ужасы двадцатого века, потому что оно не сможет жить с этими воспоминаниями... и государство не должно силой заставлять общество помнить... Государство у русских такое, какое они хотят иметь... и Сталин такое же порождение русского общества, как и Иван Грозный или ПЕтр ПЕрвый или Путин... Не Сталин создал русскую культуру, не Сталин начал гражданскую войну... Объявлять Сталина главным злом это снимать ответственность с русского общества , это попытка оправдать грехи общества, которое рождало тиранов , хотя и страдало от них... Как писал П. Эстерхази "Разве не видим миллионы убитых, униженных, растоптанных сочеловеков, творений Божьих, - я должен ведь об этом что-то думать и говорить. Как человек, как христианин, как венгр.
    Страна тоже должна думать об этом. Но она не думает, пытается увильнуть, из частных истин сооружает себе демагогическое алиби, стремясь всё это прикрыть своими невымышленными страданимями."
    "Исправленное издание" П.Эстерхази.

    ОтветитьУдалить
  4. А если бы молодежь вся знала, то что изменилось бы? Репрессии ведь не сущность сталинизма

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывает знание о себе, активно отторгаемое. Это тот самый случай. А репрессии есть часть этой сущности.

      Удалить